Кривая забывания
Кривая забывания Эббингауза показывает, как быстро человек забывает информацию с течением времени. Для школьников и их родителей это представляет очевидную проблему. Как готовиться к ЕГЭ, если память плохо сохраняет полученные знания?
Чтобы справиться с этой задачей, нужно понять, что такое кривая забывания и, что более важно, как решить проблему с потерей выученной информации с течением времени.
Содержание
Что такое кривая забывания Эббингауза
Кривая забывания информации – это математическая формула Германа Эббингауза, созданная в 1885 году. Эббингауз был одним из выдающихся психологов своего времени, он использовал научные процессы для изучения способности мозга сохранять и забывать информацию. Обучая маленьких детей в школе в Англии, ученый наткнулся на книгу под названием «Элементы психофизики», которая пробудила его интерес к человеческой памяти. Он начал свои первые эксперименты по проблемам запоминания в 1879 году. Но более поздний опыт изучения того, как умственные способности детей снижаются в течение школьного дня, заложил основу его знаменитой теории о процессе забывания.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Эббингауз использовал себя в качестве подопытного и провел серию экспериментов, в ходе которых записывал несколько бессмысленных слогов, например: XBH, AOJ, АПК, AJI, AOI. Затем он занимался постоянным повторением слов про себя до тех пор, пока не запоминал их полностью. После заучивания он пытался вспомнить серию слогов через определенные промежутки: через день, через два, затем через неделю, через месяц, даже через шесть недель после первого повторения. После каждой попытки вспомнить он записывал, сколько слогов мог произнести в правильном порядке, и наносил результат на график. Эксперимент повторялся множество раз.
Во время тестирования ученый определил факторы, которые способствовали возникновению проблем, мешающих запоминать слова:
- сила памяти;
- период, прошедший с момента получения информации.
Кривая забывания Эббингауза показывает скорость, с которой информация забывается с течением времени, если не предпринимается никаких усилий для ее сохранения.
Студенты забывают полученные на занятиях знания в течение нескольких дней и тем более недель, если не пытаются правильно запоминать и повторять информацию. В проведенных исследованиях уточнено, что люди забывают около 50 % новых слов в течение часа после их изучения. В среднем объем потерь составляет 70 % в течение 24 часов.
В первый день в начале урока школьник ничего не знает, или 0 %. В конце лекции его знания равны 100 %. Если игнорировать повторение урока на следующий день, то через 2 дня останется всего 28 % информации. Так устроен мозг – он теряет невостребованные сведения. Полученные знания постепенно забываются, и через месяц от них остается всего 21 %.
Однако скорость, с которой человек теряет знания, зависит от нескольких факторов, включая силу памяти, значимость материала и физиологические факторы, такие как стресс. Другими важными факторами, которые следует учитывать, являются метод обучения и комфортная среда. По оценкам, 65 % людей учатся при чтении, просмотре видео и т. д., а остальные воспринимают информацию аудиально (на слух) и кинестетически (например, при письме). Запоминание улучшится, если учитывать предпочтительный стиль обучения человека.
Если бы не существовало проблемы кривых забываний, студенты могли бы один раз пройти модуль онлайн-обучения, и он навсегда остался бы в памяти.
Мозг молодых людей нужно правильно развивать, чтобы в дальнейшем у них были инструменты, необходимые им для достижения успеха. Если память учащегося не стимулируется последовательно, у него возникнут проблемы с запоминанием иностранных слов, правил и формул. Вернемся к работе Эббингауза: вспомним, что 56 процентов информации забывается в течение одного часа без должного подкрепления, повторения или связи с предыдущими знаниями. Другими словами, новая тема должна основываться на предыдущих знаниях, и повторение имеет решающее значение для процесса обучения.
Методы запоминания информации
Хорошей новостью является то, что в онлайн-школе «Коалиция» используются эффективные методы, помогающие ученикам преодолеть проблемы с запоминанием:
1. Интервальное обучение
Интервальное обучение считается одним из лучших методов борьбы с кривой забывания. Применение этого способа способствует сохранению навыков и повышению уровня знаний в долгосрочной перспективе.
Секрет улучшения памяти достаточно прост: в течение 24 часов после получения информации ученик должен заняться повторением материала в течение 10 минут. Каждый последующий день нужно возвращаться к изученному объему на 7-10 минут всего 1 раз. Неделю спустя потребуется всего 5 минут ежедневно, чтобы «реактивировать» знания. К 30-му дню мозгу хватит на повторение всего 2-4 минуты раз в день, чтобы вспомнить нужную информацию.
Обучение в онлайн-школе «Коалиция» построено на постоянном повторении пройденного. Новая тема основывается на уже полученных знаниях. К моменту сдачи ЕГЭ у школьника сохраняется вся необходимая информация. Типичные зубрежки в школе, например, быстрое изучение словарного запаса перед тестом, как правило, бесполезны в долгосрочной перспективе. Большинство учеников не вспомнят более 10-20 % материала примерно через 3 дня. Приложенные усилия окажутся напрасными, и примерно 80 % знаний будет потеряно. Простая зубрежка эффекта не дает, знания должны постепенно закрепляться в мозгу. Можно привести примеры, когда интенсивное заучивание перед экзаменом помогало его сдать, но здесь срабатывает эффект кратковременной памяти. Потом знания утрачиваются навсегда, и опять возникает проблема забывания. Кроме того, зубрежка приводит к недосыпу и потере сил, а наша цель – равномерно распределить нагрузку и закрепить материал. Интервальное обучение – это постоянное осмысленное повторение, раз за разом обучающее эффективно запоминать необходимый объем.
Кривые забывания Эббингауза – это задача, которую нам нужно решить, а не проблема, мешающая готовиться к ЕГЭ.
2. Поддержание интереса
Восемьдесят пять процентов всего образовательного контента либо забывается, либо становится бесполезным в течение шести недель после его изучения, что указывает на то, что традиционное обучение стало неэффективным. Мы можем научить правильно запоминать информацию с самого начала. Концентрация учащихся естественным образом падает, если они просто читают горы текста или слушают лекцию. Поэтому в онлайн-школе «Коалиция» нет скучных занятий. Мы делаем все возможное, чтобы наши ученики активно участвовали в курсе, а не были пассивными наблюдателями. В школе есть разнообразные формы обучения: вебинары, олимпиады, выездное обучение, интенсивы. Скучно не будет, наши преподаватели не читают лекции – они передают знания, вовлекая учеников в решение задач. Забывания осмысленного и интересно поданного материала не происходит: студент понимает, что повторение нужно для успешного обучения.
Выводы
Человеческий мозг обрабатывает 70 000 мыслей в день и может хранить эквивалент 2,5 миллиона гигабайт информации по аналогии с компьютером. Несмотря на явную мощь мозга, потеря знаний существует и может быть измерена в виде «кривой забывания». Эта теория стала новаторским шагом в деле понимания устройства человеческой памяти. Она утверждает, что учащиеся теряют около 90 % объема полученного материала в течение первого месяца, если их не научили запоминать информацию должным образом.
Кривую забывания игнорировать нельзя. Герман Эббингауз обнаружил, что повторение, основанное на активном вспоминании, и особенно интервальное повторение помогли снизить скорость забывания. Эффект интервалов был тщательно изучен и является одной из немногих научно обоснованных стратегий обучения, на которые можно с уверенностью положиться. Не существует волшебной палочки, чтобы остановить процессы забывания, но есть методы обучения, подразумевающие осмысленное запоминание. Материал нужно понимать, а затем регулярно использовать для того, чтобы применить на практике – при сдаче экзамена или теста. Постоянное интервальное повторение пройденного учит студентов запоминать информацию.
В онлайн-школе «Коалиция» используются все методы активизации памяти и поддержания интереса учащихся к усвоению полученных знаний.