Врожденная грамотность: существует или нет?
Существуют люди, которые всегда пишут грамотно, соблюдают все нормы русского языка, но не могут объяснить, какими правилами они руководствуются при расстановке букв в словах. Означает ли это, что они наделены природным даром, именуемым врожденной грамотностью?
Содержание
Врожденная грамотность: миф или реальность?
Обсуждая врожденную грамотность, люди начинают выдвигать гипотезы о сверхъестественных способностях грамотных детей и взрослых. На самом деле, ни один ребенок не может появиться на свет и тут же продемонстрировать успехи в устной и письменной речи, оперировать большим количеством слов. На развитие детей влияют окружающие люди, языковая среда и родители.
Образованные мама и папа, уделяющие достаточно времени воспитанию своего ребенка, создают благоприятную почву для формирования так называемой «врожденной грамотности». Конечно, таковой она не является: грамотность - не врожденное свойство, она приходит не с первых мгновений жизни, а с постепенным взрослением малыша, с развитием его мышления и памяти, умения говорить, читать и писать.
Когда родители читают ребенку книги, его мозг активно обрабатывает поступающую информацию – анализирует, сравнивает, воспроизводит образы и закрепляет в памяти все больше тонкостей русского языка. Малыш узнает новые слова, привыкает к языковым правилам и автоматически применяет их в своей речи, из-за чего взрослые начинают говорить (а точнее, фантазировать) о наличии врожденного феномена у их чада.
Чем старше становится ребенок, тем чаще он самостоятельно погружается в мир литературы. У школьника, регулярно работающего с письменными источниками, включается в работу визуальный канал восприятия текста. Зрительная память «цепляется» за нормы написания слов и всплывает в мыслях в нужные моменты. Данное явление часто называют интуитивной грамотностью: школьник на подсознательном уровне выбирает верный вариант написания, а слова, противоречащие правилам русского языка, вызывают у него отвращение.
Этому феномену есть объяснение. Мозг ребенка, обладающего врожденной грамотностью, «запрограммирован» на использование определенного языкового алгоритма. Если правила орфографии нарушаются, поступает сигнал об имеющейся ошибке.
Врожденная грамотность – гарантия успеха на уроках русского языка?
Уроки русского языка подразумевают как устные, так и письменные формы работ. Школьник должен не только успешно писать тесты и диктанты, но и уметь объяснять, на какие нормы он ссылался при выборе буквы или знака препинания. Если объяснений не будет, ученик вряд ли сможет претендовать на максимальную оценку.
Правила в учебниках по русскому языку всегда находятся в отдельных сносках, чтобы привлечь внимание детей. В основе образовательного процесса лежит методика «выучить правило – применить его на практике и добиться минимального количества ошибок». Для школьников с врожденной грамотностью работает обратный принцип: им нужно научиться объяснять себе, от чего зависит орфограмма, которую они пишут.
Врожденная грамотность срабатывает не всегда: интуиция может подвести, а незнакомые слова – еще больше сбить языковое чутье с толку. Именно поэтому родителям нужно заботиться о том, чтобы ребенок руководствовался не только интуитивным мышлением.
Как привить ребенку чувство языка: советы для повышения грамотности
На просторах интернета нередко встречаются курсы врожденной грамотности для детей и взрослых. Такие «чудодейственные» услуги можно и нужно игнорировать: курсы обучения по прокачке врожденных способностей не принесут результатов, ведь их авторы придерживаются только коммерческих принципов, их главная цель – получить как можно больше денег.
Родители могут самостоятельно помочь ребенку развить «интуицию грамотности». Навыку поспособствуют регулярные занятия, направленные на изучение новых слов, орфографии русского языка и правил пунктуации. Не нужно забывать и о необходимости закрепления материала в долгосрочной памяти.
Следите за грамотностью своей речи
Да, первый совет призывает родителей направить внимание на самих себя. Ребенку будет сложнее достичь успеха в изучении русского языка, если мамы и папы будут нарушать языковые правила, коверкать слова. Помните, что мировоззрение и умственные способности детей формируются под воздействием среды, в которой они живут и воспитываются.
Уделяйте особое внимание навыку чтения
Не стоит с ранних лет сажать ребенка за произведения бессмертной классики: школьники даже в старших параллелях обучения с трудом анализируют смысл повествования Толстого. Чтение неправильно подобранной литературы быстро наскучит любому человеку и отобьет желание браться за книги в дальнейшем. Предлагайте ребенку произведения, соответствующие его интересам. Читайте вместе, обсуждайте сюжетные повороты, задавайте младшему школьнику вопросы о том, какие выводы он сделал, какие новые слова узнал. Навыки осознанного чтения в разы повысят грамотность малыша и разовьют его память.
Давайте ребенку упражнения на переписывание текстов
Взрослым людям переписывание готового текста может показаться бесполезным делом. Но многие забывают о том, что в детстве они с этого и начинали осваивать русский язык. Ребенок, который регулярно пишет тексты от руки, привыкает к нормам письма, фиксирует в памяти правила орфографии и пунктуации, тренируется в написании букв и слов.
Устраивайте ребенку диктанты
Создавайте атмосферу, отличающуюся от уроков русского языка в школе. Не превращайте диктанты в стрессовое испытание для ребенка. Внедряйте в процесс обучения игровую форму, тогда малыш будет заинтересован в освоении языковых норм и повышении уровня грамотности.
Приучите ребенка больше и чаще писать
Игрушки и развлечения, которые были актуальны ранее, вытеснили смартфоны. Пару десятков лет назад дети повсеместно применяли навыки письма: создавали игровые деньги, передавали друг другу шпаргалки, которые были написаны от руки. Теперь школьники неразлучны с телефонами, при помощи которых они общаются и узнают информацию, читают новости.
Чтобы привить ребенку любовь к письму, нужно предложить ему несколько вариантов использования письменной речи:
- Ведение личного дневника. В личном дневнике можно отмечать то, как прошел день, писать о собственных переживаниях. Заполненные дневники не нужно выбрасывать, ведь через некоторое время уже подросший ребенок сможет к ним вернуться, перечитать и предаться ностальгии. К тому же, ведение личных записей – отличная психологическая практика, позволяющая разобрать груду собственных мыслей;
- Написание открыток. В магазинах можно найти открытки с любыми пожеланиями, но гораздо приятнее получать поздравления, которые ребенок написал сам, своей рукой;
- Планирование на бумажном носителе. Научите ребенка структурировать день и писать о предстоящих планах, чтобы он не забывал о мероприятиях, домашних заданиях и дополнительных занятиях.
Выводы
Врожденная грамотность – не дар природы, а умения, привитые ребенку с ранних лет, которые способствуют его успехам в обучении. Набор навыков грамотного письма помогает не только при получении образования, но и при ведении повседневных дел.