Возврат дореволюционной системы образования в РФ
Россия завершила свое членство в Болонской системе, теперь в перспективе находится процесс разработки собственного образования, отличающегося от европейских стандартов. Новые принципы обучения придется тщательно продумывать, предотвращая ошибки дореволюционного периода и советских времен. Как это скажется на будущих выпускниках школ и студентах, обучающихся в российских университетах? Что теперь будет с бакалавриатом, специалитетом и магистратурой в вузах? На эти и другие вопросы ответила Завалеева Алина, преподаватель истории и обществознания в онлайн-школе «Коалиция».
Содержание
Что такое Болонская система: история членства России в Болонском процессе
В 1999 году в Болонском университете произошла встреча министров европейских стран, завершившаяся подписанием Болонской декларации. Россия присоединилась к данному процессу в 2003 году и активно участвовала в нем вплоть до 2022.
Основной целью Болонской системы является унификация образования – страны-участницы выдают выпускникам вузов дипломы, сопоставимые по силе с документами других государств. Это расширяет возможности для обучения по обмену и подготовки высококвалифицированных специалистов.
Участники Болонской системы следовали установленной структуре высшего образования, состоящей из бакалавриата и магистратуры:
• Бакалавриат – первая академическая ступень. Для получения степени бакалавра нужно проучиться в университете 4 года;
• Магистратура – следующая ступень вуза, дающая студентам углубленные знания по программе в конкретной области. За 2 года магистратуры можно значительно прокачать свои умения и стать востребованным работником.
Российский специалитет, несмотря на более качественный и детальный уровень обучения, признается не во всех иностранных вузах. За пределами страны специалитет приравнивается к бакалавриату.
В 2022 году Министерство науки и высшего образования сообщило о выходе России из Болонской системы образования ввиду нескольких факторов – обострения напряженности в международных отношениях и неполного соответствия Болонских стандартов целям внутреннего развития страны.
Бакалавриат в российских вузах больше не нужен?
При выходе из Болонской системы встает вопрос о дальнейшей судьбе бакалавриата. Вполне вероятно, что многие направления подготовки будут подразумевать сразу специалитет: обучение на программах бакалавриата составляет 4 года, чего не хватает для освоения сложных навыков и получения высшего образования в важных областях науки, от которых так или иначе будет зависеть будущее России.
При этом нужно сообщить, что бакалавриат и магистратура не растворятся полностью. Между данными ступенями высшего образования будет менее гибкий переход – в магистратуре можно будет обучаться на той программе, которая по характеру близка к первой ступени, к бакалавриату.
Например, лицо, получившее образование в области юриспруденции, утратит возможность зачислиться в магистратуру, связанную с IT-разработками, но сможет развиваться в конкретной сфере права.
Плюс получения высшего образования по программе бакалавриата в том, что выпускники могут приступить к освоению профессии раньше, чем студенты, продолжающие процесс обучения в магистратуре.
Минус получения высшего образования по программе бакалавриата заключается в относительно низком «сорте» обучения. Рынок труда переполнен работниками, пришедшими после бакалавриата. Найти лицо, окончившее магистратуру или специалитет, не так уж просто, о чем сообщают российские работодатели.
Какой была дореволюционная система образования?
Дореволюционная система, действующая до начала становления советской власти, несла в себе достаточно объемные реформы, которые из года в год должны были делать образование в Российской империи общедоступным.
Принято считать, что процесс реформирования дореволюционного образования начался при Петре I, в XVIII веке. Стоит отметить, что Петр I попытался сделать общедоступным именно начальный уровень, однако большую часть в 18 веке занимали духовные училища при монастырях. В 18 веке светское образование не набрало такую популярность, цифирные школы вскоре исчезли, а изучением математических наук занимались только офицеры.
Система предполагала сословное преимущество, так что больше возможностей получить высшее образование было у дворянства мужского пола. Лишь в конце 19 века в России открылись женские училища и высшие женские курсы.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Было ли престижным в царской России получать образование в европейских странах?
Проходить обучение в европейских странах могли только дворяне. Если говорить о 18 веке, то в Российской Империи при Петре 1 не было еще специалистов, которые могли бы стать высококлассными учителями. Многих лиц отправляли получать знания за рубеж, чтобы потом они преподавали в России. В 18 столетии это было обусловлено именно государственными потребностями, однако в 19 веке за высшим образованием уезжали в частном порядке.
Павел I запретил поездки за границу с образовательными целями; при Александре I запрет был отменен, а при Николае I, после восстания декабристов, выезды дворян в европейские территории снова были ограничены (учиться можно было только музыке, художеству, торговле и естественным наукам).
Изменения в школах в 2022-2023 учебном году
Каких изменений ждать школьникам в новом учебном году?
Что может быть позаимствовано в дореволюционной системе образования?
- Математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
- Изящные искусства (словесность – литература, эстетика, теория поэзии);
- Естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
- Иностранные языки (латинский, французский, немецкий);
- Цикл наук философских (этика);
- Экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория);
- История и география;
- Музыка, танцы, гимнастика.
Мы можем позаимствовать некоторые циклы предметов, более обширно и подробно изучать науки.
Как возврат к дореволюционной системе повлияет на современное образование?
Возврат к дореволюционной системе образования закрепит отказ России от Болонской системы образования. Могут ли в этом случае отечественные дипломы признаваться за рубежом, как это скажется на обмене студентами?
До выхода из Болонской системы Россия активно участвовала в обмене студентами с европейскими странами и государствами Восточной Азии. Программа обмена позволяла обучающимся погружаться в жизнь иностранного университета и перенимать уклад быта народов, проживающих на тех территориях, где находились учебные заведения. Несомненно, это был полезный опыт, расширяющий кругозор и позволяющий приобрести новые знания в вузе и за его пределами.
При отказе от Болонской системы возможности для заграничных поездок в учебных целях сократятся. Ранее образование было более унифицированным, что сглаживало различия в процессе и принципах обучения в разных вузах.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
При создании собственного российского образования, которое отличается от европейских стандартов Болонской системы, дипломы придется подтверждать, проходить сложные процедуры для поступления в иностранные вузы. Это приведет к снижению потока абитуриентов из-за рубежа, отечественные студенты станут гораздо реже покидать страну. С одной стороны, это предотвращает «утечку мозгов» и направляет фокус развития внутрь страны. Многие студенты, однажды уехавшие учиться в европейский вуз по обмену в рамках Болонской системы, так и остались жить за пределами РФ. С другой стороны, Россия снова накрывается железным занавесом и развивается самобытным путем.
Насколько данный путь успешен и эффективен? Покажет практика по мере процесса и результативности обучения в вузах. Но уже сейчас можно точно сообщить, что на создание качественной и всеобъемлющей образовательной системы уйдут годы. Вполне вероятно, что с дружественными странами нужно будет подписывать дополнительные соглашения, обеспечивающие сотрудничество государств в сфере образования.
Выводы
Выход из Болонской системы образования предвещает глобальные реформы в вузах. Создание российской концепции высшего образования приведет к значительным изменениям в магистратуре, бакалавриате и специалитете. Новые принципы должны строиться с учетом ошибок дореволюционной и советской систем обучения.