Критическое мышление школьников
Критическое мышление — важное качество человеческой психики. Люди, которые мыслят критически, чаще принимают верные решения, основанные на собственном мнении, а не на убеждениях третьих лиц. Навыки критического мышления нужно прививать уже с детства, чтобы ребенок достиг успехов в реализации своего потенциала.
Содержание
Что такое критическое мышление
Критическое мышление часто мелькает в статьях и книгах о развитии мягких навыков. Но не все люди знают, в чем оно заключается. Критическое мышление — способность человека оценивать все варианты развития событий и выбирать наиболее полезные, выгодные траектории действий, задавая себе наводящие вопросы. Человек с критическим мышлением задействует различные алгоритмы поведения, приводящие к достижению намеченных целей. Он проверяет на достоверность всю поступающую информацию, тщательно взвешивает плюсы и минусы, руководствуется своими знаниями и опытом, а не слепо верит всему, что говорят окружающие.
Почему важно развивать критическое мышление
Критическое мышление используется во всех сферах жизнедеятельности людей — в играх, обучении, работе и общении. Без критического мышления невозможно управлять бизнес-проектами, коллективом, заниматься развитием компаний и решать другие трудовые вопросы. Даже при построении диалога нужно мыслить критически, чтобы расположить к себе человека и получить от него нужную информацию.
Люди, обладающие навыком критического мышления, реже оказываются обманутыми. Они четко исследуют все поступающие факты и не ведутся на психологические уловки, манипуляции третьих лиц, фильтруют все сведения.
Признаки человека с критическим мышлением:
- Понимает, почему он поступил в ситуации именно так;
- Обладает эмоциональным интеллектом - знает причины собственных эмоций и умеет управлять ими;
- Осознает неудачи и действует снова, учитывая прошлый опыт и выстраивая новые концепции;
- Собирает информацию и анализирует стратегии;
- Заинтересован в развитии навыков;
- Стремится узнавать новую информацию, чтобы использовать полученные факты на практике;
- Проводит самоанализ и честно отвечает себе на поставленные вопросы;
- Твердо знает, что хочет получить по результатам деятельности.
Как узнать, обладает ли ученик критическим мышлением
О способностях школьников можно судить по их поведению во время познавательной деятельности. Ученики, наделенные критическим мышлением, активно выдвигают свои идеи при создании проектов, выстраивают логичные и последовательные рассуждения. Такие ученики не боятся оспаривать информацию, поступающую от преподавателей, они готовы вести конструктивный диалог и обосновывать свое мнение. Дети хотят найти причины всего происходящего, они любознательны и открыты для новых свершений, внутреннего и внешнего развития.
Ученики с критическим мышлением демонстрируют высокие результаты на диагностиках и контрольных работах, без труда справляются с вопросами олимпиад, быстро впитывают информацию.
Как развить критическое мышление у детей
На причинно-следственных связях строится все познание мира. У каждого явления существуют истоки и последствия. Ребенку можно привести в пример нашу планету. Земля вращается вокруг своей оси и разными сторонами поворачивается к Солнцу, поэтому люди наблюдают чередование дня и ночи. Называйте школьнику подобные ситуации, задавайте вопросы и просите его выделить причины и следствия. Информацию можно вносить в таблицу.
Факт — установленная информация. Мнение — оценочное суждение, выраженное человеком. Мнения субъективны, они не показывают реальную картину мира, они передают чувства и предпочтения некоторых людей. Подготовьте для ребенка несколько вопросов, чтобы узнать, научился ли он различать эти два понятия.
Пример факта:
- При температуре ниже 0 вода превращается в лед. (Научно доказанная информация)
Пример мнения:
- Эклеры — самый вкусный десерт. (Почему? Кто это установил? Это предложение сразу вызывает множество вопросов, его можно оспорить)
Человек постоянно находится перед выбором, за 1 день он принимает решения около 70 раз. Выходы из бытовых ситуаций обнаруживаются быстро, но существуют такие стечения обстоятельств, с которыми люди не сталкивались раньше.
Сформулируйте иллюстрированные примеры и задайте ребенку вопросы о его алгоритме действий. Важно, чтобы к каждой ситуации школьник придумал несколько ответов.
Одноклассник зовет тебя гулять, а ты еще не выполнил домашнее задание. Что ты можешь сделать?
Примеры ответов на вопрос:
- Откажусь от прогулки;
- Хочу недолго погулять, а вечером сесть за выполнение домашки;
- Не притронусь к заданию, вдоволь нагуляюсь и буду надеяться, что учитель не спросит, или придумаю причину для пропуска школы;
- Хочу погулять и списать готовое домашнее задание у отличницы.
Ребенок должен рассчитать все риски, связанные с получением оценки за домашнее задание, и выбрать вариант урегулирования вопроса. Причиной принятого решения должны стать не только эмоции, но и практическая польза для ученика.
Выводы
Критическое мышление способствует развитию интеллекта, помогает людям добиваться высоких результатов в учебе, работе и в выстраивании отношений с окружающими. Чтобы ребенок смог претворить собственные мечты в жизнь, нужно научить его аккуратно подходить к подбору информации, заранее продумывать все ходы, анализировать причины и предугадывать последствия.