Как учителю замотивировать детей участвовать в олимпиадах
Всероссийская олимпиада и перечневые состязания — ежегодные интеллектуальные гонки, в которых дети могут раскрыть свои таланты. Победители и призеры соревнований получают привилегии, позволяющие поступить в вуз на бюджет. Важно, чтобы учителя посвящали школьников в олимпиадный мир и помогали пройти непростой путь до призового места.
Содержание
Зачем детям нужно участвовать в олимпиадах: польза для школьников и учителей
Участие в олимпиадах помогает детям развить критическое мышление, углубиться в изучение любимой сферы и найти единомышленников. Опыт написания олимпиад еще долгие годы приносит свои плоды: обучение в вузе дается проще тем, кто в рамках подготовки к интеллектуальным состязаниям открыл для себя много новой информации. Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников получают денежные вознаграждения, право на бюджетное зачисление в вуз и повышенные стипендии, освобождаются от написания предметов ЕГЭ по выбору.
Дети, занявшие призовые места на олимпиадах, повышают рейтинг школ. Учителя-наставники получают стимулирующие выплаты за подготовку юных победителей и призеров, а также формируют свое портфолио. Конкретные льготы для педагогов зависят от региона и решения руководства образовательного учреждения.
Как замотивировать детей участвовать в олимпиадах: советы учителю
Дети не всегда имеют полноценное представление о пользе интеллектуальных соревнований, поэтому не принимают участие в написании олимпиад. Учитель должен рассказать школьникам всю информацию об особенностях ВсОШ и перечневых состязаний, создать среду, благоприятную для взращивания победителей и призеров.
Поговорите с детьми о пользе олимпиад
Олимпиады — не очередная учебная нагрузка, взваливаемая на плечи школьников. Это реальная возможность сэкономить пару миллионов рублей на обучении в топовом вузе — МГИМО, МГУ и т.д. Олимпиады разрушают миф о том, что зачислиться в ведущие университеты могут только дети богатых родителей с наличием связей.
А чтобы еще больше заинтересовать школьников, «достаньте козырь» — расскажите про денежные вознаграждения 300 и 500 тысяч рублей для призеров и победителей ВсОШ. Участники заключительных этапов, которые не смогли набрать нужные баллы и перейти установленную границу, получают по 100 тысяч рублей. Это достаточно весомая причина для участия во Всероссийской олимпиаде, позволяющая потратить деньги на осуществление мечты. Данные суммы актуальны для Москвы и Московской области, в других регионах ставки ниже.
Обращайте внимание учебную деятельность школьников
После нескольких уроков становится ясно, какие ученики заинтересованы в прохождении материала по предмету, какие дисциплины они планируют сдавать на экзаменах. Не «перетягивайте» детей в свое направление, если они не желают писать олимпиады, которые не соответствуют их профилю.
Telegram-чат с полезной и актуальной информацией для педагогов
Это комьюнити для тех, кто заинтересован в развитии олимпиадного движения в школе, получении учениками высоких баллов на экзаменах и повышении рейтинга школы.
Смиритесь с тем, что в общеобразовательной школе нельзя «превратить» в олимпиадников всех членов класса
В общеобразовательных школах собраны дети с разным уровнем знаний и разной мотивацией. Некоторых учеников не заботят даже результаты ОГЭ и ЕГЭ, что уж говорить об олимпиадах. Единственная цель таких детей — просто выпуститься из учебного заведения. Работайте над покорением олимпиад с теми школьниками, которые готовы вкладывать в свое развитие временные и физические ресурсы.
Внедряйте в учебный процесс задания из олимпиадкласса
Разбавляйте задачи из учебников вопросами из олимпиад. Однотипные задания из пособий со временем надоедают, а вот олимпиадные головоломки способны пробудить интерес и соревновательный дух.
Поощряйте участников олимпиад
Школьники тратят на подготовку к олимпиадам дни, месяцы и годы, на непосредственное написание работы — несколько часов жизни. Мотивируйте учеников высокими оценками в двойном или тройном коэффициенте, освобождайте их от контрольных работ. Вы заметите, что в следующий раз школьники не пропустят этап ВсОШ, чтобы снова не оказаться в числе тех, кому нужно выполнять контрольную под надзором педагога 🙂 Ученики постепенно втянутся в написание олимпиад, особенно в том случае, если у них получится занять призовые места в каком-либо туре.
Советуйте детям учебную литературу
Составьте перечень сайтов, пособий и иных ресурсов, необходимых для подготовки к конкретному предмету. Сборники должны включать в себя теорию и практику, чтобы школьники могли закреплять изученное.
Совместно со школьниками разбирайте задания из олимпиад
Задавать решение олимпиад прошлых лет на дом — проигрышная тактика, ведь дети просто спишут готовые ответы из интернета. Занимайтесь разбором вопросов с учениками, слушайте их рассуждения, учите выстраивать логические цепочки, делитесь советами, упрощающими выполнение задач.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали все, что нужно знать об интеллектуальных состязаниях для школьников!
Проводите индивидуальные и групповые консультации
Подготовку к олимпиадам невозможно уместить в урочные часы. Существуют законодательно закрепленные стандарты, на основе которых строится школьная программа, поэтому нельзя сместить весь фокус исключительно на ВсОШ. Проводите дополнительные занятия, посвященные олимпиадам. Их будут посещать замотивированные ученики, действительно готовые работать над результатом, и вам не придется успокаивать тех, кто нарушает дисциплину из-за отсутствия интереса к делу.
Поддерживайте школьников
Участие в олимпиадах — ответственный процесс, вызывающий у детей стресс. Научите школьников проще относиться к неудачам, вместе выработайте тактику борьбы с волнением. Всегда показывайте, что вы верите в своих подопечных, уважаете и поддерживаете их, даже если результаты олимпиад не такие высокие, как хотелось бы.
Выводы
Чтобы заинтересовать детей в олимпиадах, нужно рассказывать им о практической пользе интеллектуальных соревнований, быть всегда открытыми к диалогу и задействовать в педагогической деятельности все инструменты, позволяющие привить школьникам любовь к учебе.