Как мотивировать ребенка к обучению и саморазвитию?
Каждый родитель задается вопросом: «Как мотивировать ребенка учиться?» Лениться любят все – это нормально. Важно, чтобы лень не затягивала и не оказывала негативное влияние на учебный или рабочий процесс. Если ребенок временами капризничает и не хочет учиться, нужно дать ему время на отдых, сменить деятельность и потом вновь заняться учебным процессом.
Но, если желания учиться постоянно нет, школьник ищет любой предлог отвлечься, то что делать родителям? Как мотивировать ребенка к учебе? Стоит разобраться, что такое мотивация и как помочь вашему чаду включиться в учебную деятельность.
Содержание
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Что такое мотивация?
Многим на личном опыте известно: работа «из-под палки» не вызывает удовольствия. Так же дела обстоят с учебой: ребенка заставляют, он сопротивляется. Бонусом идут испорченные взаимоотношения родителей с детьми, бесконечное недопонимание и скандалы.
Даже мотивированные к обучению дети могут на каком-то этапе утратить интерес, а вернуть его будет не так легко. Родители задаются вопросом, как мотивировать ребенка, на этапе, когда дошли уже до крайности. Но создавать мотивацию нужно сразу, с момента начала обучения, и не забывать ее поддерживать.
Мотивация – это важный внутренний импульс, заставляющий человека покидать зону комфорта, для преодоления трудностей ради перспективы возможного счастья. Принцип действия: «Стараюсь – Получается – Приятный результат – Стараюсь – …». Стоит убрать из этой цепочки один элемент – и мотивационный голосок улетучивается, результатов нет, наступает апатия и безразличие. Любимые занятия могут начать вызывать раздражение, не говоря уже об учебе в школе.
Как работает мотивация?
При создании мотивации школьника к учебе нужно понимать, как она работает. Например, мы хотим есть – появляется потребность в виде чувства голода. Возникает цель насытиться. Если человек любит идеальную по вкусу еду, ему придется ее приготовить. Нужно совершить ряд действий: встать с дивана, сходить за продуктами, приготовить блюдо, поесть. Результат – наслаждение едой.
Разбирая этот пример, можно вычленить важные составляющие мотивационного процесса:
- потребность;
- цель;
- идеал;
- убеждения.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
При разборе учебной мотивации следует отметить несколько ее типов. Они работают в комплексе: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Внутренняя положительная считается самой продуктивной. Разберем на примерах:
1.Ребенок старается зарабатывать хорошие оценки в школе, чтобы успешно сдать экзамены, поступить в вуз на желаемую специальность, устроиться на престижную работу, получать удовольствие от работы и хорошую заработную плату, чтобы хорошо жить и т. д. Это внутренняя положительная.
2.Ребенок понимает: не будет хорошо учиться – не сможет поступить на желаемую специальность, придется учиться там, куда возьмут, устроиться на нелюбимую работу, иметь небольшой заработок, оставаться на низком уровне жизни и т. д. Это отрицательная. Работает, но не так эффективно, как первая, потому что выстраивается на страхах, в будущем они могут отразиться на психоэмоциональном состоянии.
3.Ребенку предлагают поощрение за пятерки, он начинает искать легкие пути его получения: например, списывает, использует ГДЗ, обманывает и т. д. Это внешняя. Она не работает на включение в образовательный процесс, а учит изворачиваться и искать пути скорейшего, самого простого получения награды за результат любой ценой.
Чтобы школьник полюбил учебный процесс и с удовольствием включался, необходимо запустить внутреннюю положительную мотивацию, тогда проблем с нежеланием учиться быть не должно. Все это бывает непросто сделать, потому что дети растут в обществе. На них может оказываться давление авторитарными преподавателями с неправильными установками, одноклассниками, выстраивающими свой авторитет на унижении остальных, и т. д. Важно отслеживать окружение ребенка, строить доверительные взаимоотношения и прислушиваться.
Советы родителям школьников
Для многих родителей мотивация ребенка к учебе считается невыполнимой задачей и больной темой. Когда родители неправильно мотивируют школьников, результата добиться не получается, отношения усугубляются, в итоге все летит в тартарары. Как «включаются» дети, мотивированные на учебу? Где эта волшебная кнопка? Рекомендуем ознакомиться с полезными советами.
Чтобы учеба была в удовольствие, необходимо иметь правильный настрой. Даже любимое хобби будет в тягость, если вы устали, у вас плохое настроение или самочувствие. Заниматься учебой нужно в правильном расположении духа. Надо организовать рабочее пространство, использовать органайзеры, стикеры, напоминалки и другие инструменты. Тогда учебный процесс увлекает и напоминает игру.
Даже взрослые люди находятся всю жизнь в поиске, не стоит ребенку перекрывать воздух по интересам. Наоборот, нужно поддерживать его любознательность, чтобы он изучал школьные предметы и формировал свою сферу увлечений. В будущем это может стать его профессией и любимым делом.
Дети познают мир, поэтому могут задавать разные вопросы: глупые, сложные, странные – для ребенка это очень важно. Не стоит отмахиваться или говорить, чтобы он сам искал ответ. Попробуйте интересно ответить на вопрос. Не знаете ответ? Поищите его вместе! Это сформирует привычку быть любознательными, узнавать новое, мыслить критически и стремиться к получению знаний.
Если родители после работы занимаются только бытовыми делами или проводят время за просмотром телевизора, тогда ребенку неоткуда брать пример. Желание обучаться будет возникать импульсно, когда родители изучают новое, имеют увлечения, занимаются одухотворенно любимым делом. Смотрите вместе мотивирующие фильмы для детей, изучайте мир.
Многие родители не замечают, как часто они критикуют и как мало хвалят. Это неправильно, потому что формируются неправильные отношения и связи в семье. Ребенок понимает, что он постоянно все делает не так, неправильно, недостаточно хорошо. Даже маленький успех заслуживает похвалы, тогда будет желание стараться. Попробуйте представить, что вас на работе только критикуют, – будет ли у вас желание стараться?
Современные мамы и папы думают, что чем больше ребенок занят, тем меньше времени на глупости. Таким образом они перегружают слабую нервную систему ребенка и вызывают стойкое отвращение к учебе и развитию. Ребенок познает мир в игровой форме, чем он становится старше, тем меньше становится игровой составляющей. Когда у ребенка весь день расписан по кружкам и секциям против его желания, в будущем он откажется от всего и уйдет в прокрастинацию. Причина – в детстве родители чрезмерной загруженностью отбили все желание.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Сравнение-демотиватор. Ребенок считает себя плохим, не таким, недостойным, как следствие, нелюбимым. Не сравнивайте с другими детьми, это не просто убьет всю мотивацию, но и взрастит массу комплексов и психологических проблем. Эта установка отразится на будущем ребенка. Следите за своими словами и не допускайте подобных сравнений в пользу других.
Для ребенка очень важно правильно настроиться на такие важные мероприятия. Он и так находится в стрессе, сказывается большое давление со стороны школы. Поэтому родители не должны давить, важно поддерживать в этот сложный период, создавать спокойную атмосферу, давать отдыхать, переключать с учебы на другие занятия. Так школьник сможет правильно планировать свой день, не перегружаться, подготовиться к экзаменам и успешно все сдать.
Выводы
Мотивация к обучению не включается по щелчку. Это длительный процесс. Родителям следует запастись терпением, придется много работать, прежде всего над собой. Если вы уже что-то упустили во взаимоотношениях с ребенком, испортили их, не стоит опускать руки. Все можно исправить, главное – правильно действовать.
Помните, что ребенок видит мир по-другому. Даже разные доли мозга, отвечающие за реакции, способности формируются до окончания школы. Находите подходы и не забывайте давать детям возможность проявлять себя. Это позволит взрастить в ребенке положительный внутренний мотивационный настрой, который будет двигателем на всю жизнь.