Адаптация ребенка к школе
Психологическая подготовка ребенка к школе – один из важнейших элементов, от которого зависит успешность адаптации личности к новым условиям. С переходом в первый класс дети попадают в непривычную обстановку, где они должны взаимодействовать с незнакомыми людьми, в том числе с авторитетным лицом, заведующим всей группой, — с классным руководителем.
Легкость и быстрота приспосабливания зависят от установок, переданных от родителей. Мама и папа с помощью бесед и практических занятий могут в разы снизить уровень стресса ребенка, если заблаговременно помогут малышу пройти процесс адаптации к школьным учебным реалиям.
Содержание
Стрессовые условия, с которыми сталкиваются все первоклассники в процессе адаптации
Период школьной жизни в корне отличается от предшествующей учебы в детском саду, из-за чего вызывает у первоклассников немало новых беспокойств по мере адаптации. Стресс связан с увеличением нагрузки и снижением «послаблений» — в основе школьного времяпрепровождения заложена жесткая дисциплина, к которой нужно привыкнуть. В детском саду малыши большую часть дня проводят беззаботно, получают знания в игровой форме, ежедневно уходят на тихий час, чтобы набраться сил. Первоклассники сталкиваются с иными обстоятельствами и проблемами – спать днем уже никто не заставляет, занятия проходят в стенах учебного заведения, нет никаких развлечений на улице. К новым условиям добавляется появление в жизни малышей незнакомых преподавателей и одноклассников, что осложняет и замедляет период адаптации.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Стрессовые аспекты, с которыми встречаются дети в первом классе в процессе адаптации к школе:
- Новый коллектив;
- Иные условия обучения;
- Неизведанная обстановка;
- Смена распорядка дня;
- Усиление учебной дисциплины;
- Необходимость длительной концентрации внимания, усидчивости.
За какое время дети должны адаптироваться к школе
В норме адаптация малыша к школе занимает от нескольких недель до полугода. Если после длительного промежутка времени ученик первого класса так и не приспособился к новым условиям жизни, не нашел контакта с педагогами и детьми, есть смысл обратиться за помощью к специалисту, который поспособствует устранению всех переживаний ребенка, а также даст советы родителям.
Каким малышам свойственна затрудненная адаптация к школе
Затрудненная адаптация к школе чаще всего наблюдается у трех типов детей – у гиперактивных, у детей с высокой утомляемостью, у малышей, превосходящих уровень развития других первоклассников. Рассмотрим все три случая и условия, влияющие на их формирование.
Адаптация к школе гиперактивных первоклассников
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, возникающий из-за дисбаланса процессов возбуждения и замедления в мозге. Для детей с СДВГ характерны нарушения адаптации, концентрации внимания, избыточная двигательная активность, чрезмерная эмоциональность, вытекающая в раздражительность и плаксивость. Таким малышам очень сложно спокойно сидеть за партой в течение урока – они постоянно крутятся, отвлекают других детей, нарушают учебную дисциплину в классе. Из-за постоянного отвлечения от процесса получения знаний первоклассники с СДВГ практически не улавливают материал, который объясняет учитель.
Адаптация к школе детей с высокой утомляемостью
Высокая утомляемость может быть связана с патологиями и сбитым режимом дня. Нормой является немного вялое состояние ребенка из-за ранних подъемов и адаптации к условиям обучения в школе. После полноценного пробуждения медлительность должна исчезать.
Для выяснения причин, вызывающих высокую утомляемость ученика первого класса, нужно рассмотреть течение дня. Вероятно, что ребенок быстро устает из-за недостаточного количества часов сна, наличия дополнительных занятий, отнимающих силы и время.
Адаптация к школе малышей, превосходящих уровень развития других первоклассников в школе
Умственные преимущества малышей могут быть сопряжены как с врожденными особенностями, так и с выработанными навыками.
В некоторых детях природой заложено быстрое усвоение материала. Пока школьный учитель объясняет первоклассникам новую информацию в течение нескольких уроков, одаренный малыш схватывает все на лету, из-за чего начинает испытывать скуку.
Отличается и адаптация тех детей, с которыми активно занимаются родители, наделяя всеми необходимыми знаниями еще до того момента, как первоклассники отправятся в школу.
Первые признаки проблем с адаптацией к школе
По истечении некоторого времени становятся видны проблемы с адаптацией ребенка, над устранением которых должны работать родители и специалисты. Существуют характерные «звоночки», свидетельствующие о том, что процесс привыкания к школе и учебе проистекает не так гладко.
Проблема №1. Низкая успеваемость
Низкая успеваемость выражается в затрудненном прохождении школьной программы. Например, у первоклассников часто возникают проблемы с математикой. Родители самостоятельно могут выявить пробелы в знаниях своего ребенка в ходе домашних занятий. Еще один вариант – обратиться к учителю с вопросами об успехах малыша. Если услышанный ответ не обрадовал, ни в коем случае нельзя разъяренно нестись к первокласснику, упрекая его в неудачах и сравнивая с другими детьми.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Проблема №2. Напряженные отношения с первым учителем
В конфликтах с преподавателем может быть виноват как ребенок, так и сам учитель. Если натянутое общение возникает из-за непристойного поведения ученика, необходимо провести воспитательную беседу. В случаях, когда педагог ведет себя некомпетентно, есть смысл обратиться к администрации школы или перевестись в параллельный класс.
Проблема №3. Отчужденность ребенка в школьном классе
Нельзя сразу обвинять других людей и обстоятельства – возможно, что первоклассник сам враждует с остальными малышами, некорректно общается, портит их вещи. Если за ребенком не было замечено неправомерное поведение, стоит найти точки соприкосновения с окружающими детьми. Родители могут давать первокласснику задания для социальной адаптации и развития межличностных отношений, например, угостить ребят конфетами, первым завести разговор на перемене.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Критерии успешной адаптации ребенка к школе
Успешной адаптацией ребенка к школе можно считать продуктивность, учебные достижения, приобретение друзей в классе и любовь к происходящим школьным процессам.
Перечень факторов, свидетельствующих о здравом протекании адаптации:
- У первоклассника выработан четкий распорядок дня;
- Школьник высыпается и легко встает по утрам;
- Проблемы с аппетитом и активностью отсутствуют;
- Ребенок не воспринимает обязанность посещения школы как каторгу;
- Первоклассник ни с кем не враждует, он поддерживает приятельские и дружеские отношения с остальными малышами;
- Ребенок усваивает материал и демонстрирует видимый прогресс в обучении;
- Малыш не боится общаться с учителем, задавать уточняющие вопросы, отвечать на уроках.
Советы для родителей первоклассников: как пройти вместе с ребенком непростой период адаптации
Гораздо проще вливаться в новый этап жизни, когда знаешь, чего сулит следующий период. Старайтесь давать развернутые ответы на все вопросы будущих первоклассников, в позитивном ключе рассказывая о первом дне в школе, об учебном процессе и условиях, коллективе, о школьных буднях и увлекательных моментах.
Перестройка режима бодрствования и сна с началом учебного года лишь добавляет дополнительный дискомфорт, влияя на эмоциональное состояние ребенка. Из-за сбитого режима дети становятся плаксивыми, вялыми и менее работоспособными. Недосып снижает концентрацию внимания, что сказывается на успеваемости и адаптации учеников школ.
С первых дней августа приступите к постепенному изменению распорядка дня ребенка, регулярно повторяйте с первоклассником счет, алфавит, основные сведения об окружающем мире. После прошествия некоторого времени биологические часы настроятся, ранние подъемы станут привычным явлением, а знания будут всегда находиться в тонусе.
Подбор школьной формы на основе предпочтений ребенка дает ему право самоидентификации. Ребенок почувствует себя гораздо увереннее, если будет удовлетворен своим внешним видом. А использование новой красочной канцелярии с любимыми персонажами послужит мотивацией для выполнения письменных заданий.
Лучше заранее выйти на контакт с классным руководителем, чтобы родители, преподаватель и ребенок лично пообщались друг с другом. Согласуйте с учителем удобное время для беседы, в ходе которой можно будет задать интересующие вопросы и поговорить вне рамок родительского собрания.
Похвала выступает отличным стимулом для продолжения развития. Не акцентируйте внимание на неудачах – ребенку и без этого тяжело. Поддержка родителей выручает в любом возрасте и дает веру в свои возможности.
Выводы
Адаптация к школе – непростой период и для самого ребенка, и для его родителей. Взрослые должны помочь первокласснику приспособиться к новым учебным условиям. Малыш гораздо быстрее достигнет вершин и обретет друзей, если мама и папа будут поддерживать его во всех начинаниях.