Методы быстрого устного счета
Каждый день дети и взрослые встречаются с математическими вычислениями в жизни: считают количество предметов, сдачу в магазинах. Современные люди привыкли делегировать калькулятору процессы сложения, вычитания, умножения и деления, даже не догадываясь о пользе самостоятельных расчетов.
Научиться устному счету можно в любом возрасте, но лучше начинать с детства, ведь в молодые годы мозг активнее впитывает и обрабатывает информацию. В статье мы расскажем о самых эффективных способах быстрых устных вычислений, которые помогут освоить счет каждому ребенку.
Содержание
Как объяснить ребенку состав чисел?
Состав числа – два элемента, дающие в сумме само число. Чтобы ребенок лучше усвоил материал, нужно начинать с двух одинаковых слагаемых. Малыш должен запомнить несложные комбинации до 10: 1+1, 2+2, 3+3, 4+4, 5+5.
Состав чисел легко передать при помощи примеров на подбор недостающего элемента:
5+?=7
В таких случаях ребенок должен использовать принцип вычитания меньшего из большего: 7-5=2.
Выучить состав чисел можно во время игры в домино, складывая количество точек на одной фишке. Еще один вариант – расписать в таблице составы от 2 до 10. Важно, чтобы со временем ребенок научился комбинировать слагаемые по памяти. 7= 2+5, 1+6, 3+4.
Способы быстрого устного счета: как объяснить ребенку алгоритм вычислений
Когда ребенок освоит все цифры и запомнит составы чисел, можно будет переходить к простым примерам, постепенно повышая уровень сложности сложения и вычитания. Затем нужно будет научить ребенка считать в уме задачи, в которых содержатся действия, предполагающие деление и умножение.
Способ №1. Сумма однозначных чисел
Пример: нужно прибавить число 9 к числу 7.
Алгоритм действий:
1. Нужно округлить 9 до 10. Для округления нам понадобится единица.
2. Из числа 7 вычитаем 1 и получаем 6.
3. 10+6=16.
Готово, результат получен. Данный подход можно использовать при работе не только с десятками, но и с сотнями, тысячами, миллионами. Нужно лишь округлить число и провести дальнейшие арифметические действия.
Способ №2. Сумма многозначных чисел
Пример: 2465 + 289 = ?
Алгоритм действий:
1. Нужно проанализировать состав, разложив все числа на разряды: единицы складываем с единицами, десятки с десятками, тысячи с тысячами.
2. 2000+0 (в 289 отсутствуют тысячи)=2000
3. 400+200=600
4. 60+80=140
5. 5+9=14
6.Складываем все получившиеся числа 2000+600+140+14=2754
Ответ готов, вычисления проведены быстро и простым способом.
Способ №3. Разность однозначных и многозначных чисел
Нужно снова прибегнуть к округлению, но уже в меньшую сторону. Пример: 567-341=?
Алгоритм действий:
1. Разделяем число на элементы, входящие в его состав.
2. 500-300=200
3. 60-40=20
4. 7-1=6
5. Находим сумму 200+20+6=226
Результат вычитания найден.
Способ №4. Умножение многозначного числа на однозначное.
Пример: 189х6=?
Для проведения расчетов нужно выучить таблицу умножения. Как это сделать? Ответ вы найдете в нашей статье.
Алгоритм действий:
Нужно обратиться к ранее изученному методу.
1. Рассматриваем состав числа 189. 189=100+80+9
2. Перемножаем каждое число, входящее в состав 189, на 6
3. Первый шаг: 100х6=600
4.Второй шаг: 80х6=480
5. Третий шаг: 9х6=54
6. Складываем 600, 480 и 54.
Ответ: 1134
Способ №5. Умножение многозначного числа на многозначное
Пример: 37х56
Алгоритм действий:
1. 37 умножаем на 50, затем с 37-ю проводим умножение на 6.
2. 37х5= 30х5+7х5=150+35=185. Добавляем к ответу 0, так как умножение происходило на десятки, а не единицы. Получаем, что 37х50=1850
3. Второй шаг: 37х6=30х6+7х6=180+42=222.
4. Заключительный этап: к 1850 прибавляем состав 222 – 200, 20 и цифру 2.
Результат: 2072
Способ №6. Деление в уме
Детям нужно отталкиваться от знания основы основ – таблицы умножения. Деление проще всего производить методом подбора, постепенно прикидывая количество вхождения раз меньшего числа в большее.
Алгоритм действий:
1. Ищем вхождение цифры 3 в число 1584 без остатка
2. Ближайшее круглое число, делимое на 3, – это 1500
3. Изучаем состав 1584. Раскладываем число на на 1500 и 84
1500:3=500
84:3=60:3+24:3=28
4. 500+28=528, что является ответом.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Как научить ребенка умножать в уме?
- Умножение на 11
Чтобы получить результат, ребенок должен умножить число на 10, а затем прибавить к нему исходное.
Последовательность действий: 72х11=72х10+72=720+72=792
- Умножение на 9
Ребенку нужно умножить число на 10, а затем вычесть начальное значение.
Последовательность действий: 87х9=87х10-87=783
- Умножение на 5
Ребенок должен умножить число на 10, а потом разделить результат на два.
Последовательность действий: 194х5=194х10:2=1940:2=970
- Умножение на 4
Ребенку необходимо дважды провести умножение исходного числа на два.
Пример: 678х4=?
Последовательность действий и разложения на состав: 678х2=600х2+70х2+8х2=1200+140+16=1356
1356х2=1000х2+300х2+50х2+6х2=2000+600+100+12=2712
Результат: 2712
Как научить ребенка быстро считать в уме: советы родителям
Регулярная практика – фундамент любого дела
Если вы хотите научить своего ребенка устному счету, то вы должны вместе с ним как можно чаще работать на результат. Занятия нельзя забрасывать, иначе прогресса можно не ждать. Мозг следует постоянно поддерживать в тонусе, давая ему новые задачи, игры на запоминание цифр, на вычитание, сложение, умножение и деление.
Объясните ребенку смысл навыка
Каждое занятие будет продуктивным, если ребенок будет замотивирован. Расскажите малышу о том, как можно использовать устный счет в повседневной жизни. Сделайте акцент на том, что взрослые люди регулярно применяют данное умение. Ребенок, подражая родителям, будет с удовольствием оттачивать навык устного счета.
Не заставляйте сидеть часами за расчетами
Ребенок начнет относиться к математике как к каторге, если взрослые будут заставлять его ежедневно тратить по два-три часа на примеры и заучивание таблицы умножения. Родители должны поощрять малыша и не перегружать его.
Проводите параллели с реальной жизнью
Ассоциативное мышление будет способствовать запоминанию информации. Чтобы ребенок выучил счет от 0 до 9, к каждой цифре нужно составить список ассоциаций. Пример: у человека один нос, один рот, два уха, два глаза, две руки, две ноги. Аналогии с произведениями, знакомыми ребенку: «Три орешка для Золушки», «Три толстяка», «Три медведя».
Учите ребенка считать в уме с помощью игр
Ребенок любит играть в гаджетах? Совместите приятное с полезным. Предоставляем список приложений, с помощью которых можно научиться быстро считать, без труда освоить сложение, вычитание, умножение и деление в уме.
Google Play:
- Игра «Математика: Устный счет»
- «Таблица умножения. Тренажер»
- «1001 задача для счета в уме»
- «Математика в уме»
- Игра «Веселые примеры»
- «Математика: арифметика, устный счет»
App Store:
- «Тренажер устного счета»
- Игра «В уме»
- «Таблица умножения, математика»
- Игра «Забавная таблица умножения»
- «Математические хитрости (100+)»
- «Отличник: сложение и вычитание»
- «Счет в уме: таблица умножения»
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Устный счет для детей, учащихся в 1-4-х классах
Первый класс
- Начните счет с использования кубиков.
Демонстрируйте на кубиках алгоритмы вычитания и сложения. Ученику первого класса будет проще ориентироваться в цифрах и составах чисел, если перед ним будет наглядный пример.
Пример:
- Сколько получится, если к трем кубикам прибавить два кубика?
- Сколько получится, если от семи кубиков отнять три кубика?
- Постепенно сокращайте применение таблицы Пифагора и других дополнительных материалов
Ребенок будет представлять предполагаемое число «кубиков» и считать устно.
- Используйте раскраски по номерам, чтобы дошкольник или ученик первого класса привык к цифрам.
Второй класс
- Считайте количество предметов во время прогулок
Попросите ребенка посчитать путем умножения количество крыльев у нескольких голубей.
- Учите ребенка хорошо ориентироваться в таблице Пифагора
А затем вместе с малышом поступательно проводите устные вычисления без опоры на таблицу.
- Устраивайте математические диктанты и фиксируйте время выполнения. Ведите таблицу с результатами ребенка.
Третий класс
- Играйте в игру «Продавец и покупатель»
Ребенок должен быть в роли первого. Выложите на стол товары, на бумажках напишите ценники с использованием двузначных чисел. Нарисуйте на листках деньги. Вы, покупатель, должны собрать продуктовую корзину и подойти к «кассиру» для оплаты, а от «кассира» потребуется рассчитать сумму покупки, полученные деньги и выдать сдачу. Играйте на скорость: у продавца целая очередь клиентов, поэтому нужно считать как можно быстрее.
- Усложняйте математические диктанты
Постепенно отходите от вычислений при помощи кубиков, от простых примеров, которые ребенок решал первое время, когда только приступал к освоению устного счета. Начните использовать трехзначные числа при сложении и вычитании.
Четвертый класс
- Проводите соревнования на время вычислений
Применяйте трехзначные примеры для устного счета. Позвольте ребенку заполучить первенство и обойти взрослого человека. Данные действия повысят стремление малыша покорять новые вершины.
- Просите ребенка помочь по хозяйству
Сколько денег ваша семья потратит на покупку продуктов за неделю? А за месяц? Сколько финансов нужно будет отложить, чтобы отправиться в отпуск во время летних каникул? Называйте цену и количество товара для расчетов.
- Предложите принять участие в математических олимпиадах и конкурсах для расширения мышления и выработки конкурентоспособности
Примеры заданий для устного счета
Ниже представлены три столбика на вычисления – на умножение, деление, сложение и вычитание. Попросите ребенка провести устные расчеты и засеките время выполнения, чтобы оценить то, насколько быстро малыш справляется с заданиями. Желательно, чтобы он не пользовался таблицей умножения и другими вспомогательными средствами.
1) 47х6=?
2) 690:5=?
3) 729:9=?
4) 88х3=?
5) 95х7=?
1) 659х11=?
2) 53х16=?
3) 1053:13=?
4) 72х21=?
5) 5236:14=?
1) 450:5+67-98=?
2) 168х4-132+351=?
3) 252:6+37х31-144:16=?
4) 18х7+(1294-86)=?
5) 1378:26-(13х3)=?
Выводы
Все знают, что для построения крепких мышц тела необходимы силовые тренировки. Но не каждый догадывается, что для мозга не менее важны регулярные практики для поддержания тонуса клеток органа. Навык быстрого устного счета не только поможет проводить вычисления за несколько секунд и решать бытовые вопросы, но и улучшит память, психологическое здоровье человека. Прививайте детям любовь к математике с ранних лет!