Зачем нужна школьная форма?
Школьные фотографии советского периода хорошо узнаваемы. На них все ученики в школьной форме: синие юбки с белыми блузками, платья с фартуками на девочках, синие костюмы на мальчиках. И кажется, что это красиво и практично, даже современные дети часто на последний звонок предпочитают советскую школьную форму, но тогда почему она до сих пор не вернулась в российские школы, и регулярно возникают вопросы: зачем детям носить школьную форму?
Содержание
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Со всех сторон
Современное законодательство старается не очень сильно контролировать внутренние процессы в учебных заведениях, вот и вопрос ношения школьной формы оставило на усмотрение самих школ. Сегодня это вопрос решается на общешкольном собрании и закрепляется в уставных документах учреждения. Большинство школ все-таки настаивают на ношении детьми одинаковой формы, утверждая, что это помогает учебному процессу. Как ни странно, многие родители с ними согласны, однако контролировать этот процесс не особо стремятся.
Мнение преподавателей
С точки зрения педагогического коллектива школьная форма дисциплинирует детей, дает меньше поводов отвлекаться, немного выравнивает социальные характеристики, ведь ученики могут иметь разное материальное положение, а в форме это не сильно бросается в глаза. Школьная форма эффектно смотрится при проведении различных мероприятий. К тому же так легче увидеть «своих» подопечных и проконтролировать их перемещение.
Есть и еще один нюанс. Мы все знаем, что в серьезных организациях существует строгий дресс-код, и сотрудники вынуждены его соблюдать. А как они смогут это делать, если с детства не привыкли себя ограничивать? Кроме того, они должны понимать требования к одежде и зачем они существуют. Вы ведь не пойдете на прием в администрацию в шортах или заключать серьезный контракт в топе с открытым животом. Школа приучает к жизни, в том числе в данном направлении. Она соответствует общим нормам поведения в обществе и статусу школьников.
Есть учителя, которые, напротив, считают, что она загоняет детей в рамки и не дает развиваться творчески. Каждый ребенок хочет научиться выражать себя, свои эмоции, а как он это сделает, если даже в одежде его ограничивают?
Мнение родителей
И со стороны родителей мнения разделяются. С тем, что форма дисциплинирует и упрощает ежедневные сборы в школу, согласны многие, но вот настаивать на ее ношении согласны не все.
- Во-первых, сами дети, особенно в подростковом возрасте, сопротивляются, в этот период они стараются привлечь к себе внимание, а как это сделать в одинаковой для всех форме?
- Во-вторых, стоимость комплекта одежды может быть довольно высокой, и не всем семьям это по карману. А если она запачкается, в чем идти? Получается, что нужно иметь как минимум 2 комплекта.
- В-третьих, многие дети жалуются на неудобство школьной формы: она сковывает движения, иногда бывает изготовлена не из самых качественных тканей, вызывать раздражение кожи, в ней быстро потеешь.
- В-четвертых, социальные различия все равно видны по украшениям, обуви, портфелям. Да и качество купленной формы может значительно отличаться у малообеспеченных детей и тех, чьи родители имеют высокие доходы.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Мнение школьников
Мнение самих детей в большей степени отрицательное. Они искренне не понимают, зачем нужна школьная форма, ведь и так все хорошо. Встал утром, футболку натянул, спортивные штаны, кроссовки — и можно идти учиться. Девочкам сложнее, с возрастом появляется желание выделиться и стать самой красивой в классе, тогда долго приходится выбирать наряд утром, наводить марафет. К тому же для многих школьная форма кажется непривлекательной внешне, детям не хочется ее носить.
Свою лепту в долгий спор внес и Роспотребнадзор. Его специалисты утверждают, что ношение школьной формы в том числе поможет уберечь учеников от ряда заболеваний: простудных, кожных и других. Как показывает статистика, заболеваемость детей напрямую связана с одеждой учащихся, ее функционалом и качеством. Там, где дети ходят в грамотно разработанной школьной форме, уровень простудных заболеваний намного ниже, чем там, где ученики посещают школу в свободной одежде. Многим приходилось видеть, как девочки приходят в мини-юбках в сильный мороз или коротких куртках в сочетании с брюками с заниженной талией. Развившиеся в этот период воспаления еще долгие годы будут напоминать о себе.
Битва продолжается
Казалось бы, положительных аргументов, зачем нужна школьная форма, больше:
- поддержание дисциплины;
- социальное выравнивание класса;
- эстетичный внешний вид и единообразие учеников;
- экономия: достаточно купить 2 комплекта одежды, и можно 1-2 года не думать о том, во что одеть ребенка в школу;
- формирование чувства единства в коллективе, принадлежности к чему-то большому и важному.
Последний момент особенно актуален в различных гимназиях и школах с программами повышенного уровня. Ведь это показатель некоторой элитарности, принадлежности к престижному учебному заведению. Так, в западных странах учащиеся элитарных колледжей и частных школ в обязательном порядке носят форму. И там не возникает проблем с этим вопросом: момент обязательный, обсуждению не подлежит, да и детям не приходит в голову протестовать.
Однако в России сложилась странная ситуация: при удобстве школьной формы для большинства участников образовательного процесса до 50 процентов учеников ее стараются не носить, а ходить в повседневной одежде.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Почему же возникла эта проблема? Возможно, решение в слабости руководства учебных заведений, не способных настоять на соблюдении этого правила. Ведь нужно договариваться с родителями, уговаривать учеников, принимать меры при несоблюдении правил. Все это нужно делать ежедневно, внедряя требования в режим работы заведения. Если в уставе школы прописано наличие или отсутствие формы, то родители, подписывающие заявление, соглашаются с условиями устава, а значит, должны следить, чтобы их ребенок был одет соответствующе. В то же время есть заведения, в том числе обычные муниципальные школы, в которых введена обязательно форма, и дети каждый день носят одинаковую одежду, родители покупают ее в магазине или шьют на заказ.
Еще один момент – отсутствие четких требований. Не все учреждения разрабатывают конкретную модель определенного цвета и фасона, играя в демократию. Они сбивают родителей и учеников расплывчатым выражением «официальный стиль». А те понимают его по-своему и не торопятся покупать детям строгие костюмы серого цвета. Необходимо введение единой модели.
Не помогает и государство, которое вроде как за, но никаких конкретных мер не предпринимает. В том числе не дает руководителям учебных заведений административный ресурс для влияния на учеников и их родителей. В результате директор может погрозить пальчиком и провести воспитательную беседу, но принять конкретные меры в отношении родителей не может.
Еще одна проблема – некачественная форма. Детям действительно бывает неудобно в такой одежде. И этот момент редко принимается во внимание при выборе моделей. Почему бы не сделать форму из джинсовой ткани или использовать пайетки в отделке, кружево? Модели также можно использовать модные, интересные и даже удобные.
Выводы
Мы так и не поймем, зачем школьная форма нужна, если не определимся с ее критериями и качеством. Ведь ее можно ввести и даже сделать престижной, но при этом не забывать об удобстве детей и их желании быть хорошо одетыми.