Травля в школе
![09b0a2d3-7323-40e1-814b-b4b670597eec 09b0a2d3-7323-40e1-814b-b4b670597eec](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/10/09b0a2d3-7323-40e1-814b-b4b670597eec.png)
Школьный буллинг – явление нередкое. У жертв травли формируются комплексы, расшатывается психика; негативные отпечатки из детства преследуют людей даже во взрослом возрасте. Меры по искоренению буллинга нужно предпринимать незамедлительно, чтобы остановить моральное и физическое насилие над детьми.
Содержание
Стороны буллинга в школе
Когда в школьном коллективе начинается травля одного ребенка или нескольких детей, по отношению к жертвам можно выделить 2 группы:
- Буллеры – дети, которые подвергают других насилию;
- Наблюдатели – дети, осознающие и видящие травлю, но не примыкающие к конфликту.
Наблюдатели, пытающиеся защитить себя от попадания в воронку конфликта, не всегда таким образом могут спасти свое ментальное здоровье. Они видят жестокое обращение с другим ребенком и сами начинают испытывать дискомфорт, вследствие чего в их психике остается негативный отпечаток. Данное явление называется «травма свидетеля»: мозг старается всеми возможными способами избегать травмирующих ситуаций, имеющих оттенки психического или физического насилия, которое дети наблюдали во времена обучения в школе.
Причины буллинга
Психически уравновешенный ребенок не станет травить других детей. Группа агрессоров компенсирует свои травмы при помощи унижения слабого члена класса.
Буллеры не могут похвастаться высокой способностью к эмпатии. Отсутствие сопереживания дает почву для регулярных жестоких действий. Осознание содеянного приходит только с возрастом, когда жизнь жертвы уже поломана.
Как правило, буллеры не растут в любви и заботе. Их семьи могут быть неблагополучными. Если факт алкогольной или наркотической зависимости у взрослых отсутствует, это не является гарантией гармоничных взаимоотношений. Отец-тиран или деспотичная мать – люди, общение с которыми всегда угнетает, вследствие чего возникает желание «отыграться». Через буллинг дети показывают наличие власти в своих руках.
![image 2366 image 2366](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2023/03/image-2366-1.png)
Виды травли
Травля выражается не только в нанесении увечий и порче имущества группой или отдельными лицами. Часто используются способы буллинга, приводящие к значительным негативным последствиям.
Буллеры в школе способны нанести ребенку тяжкий вред даже без прикосновений. Не зря существует выражение «словом можно убить». Действительно, после длительной травли в человеке словно отмирает внутренняя составляющая – ребенок становится озлобленным, недоверчивым, разочаровывается в мире и в себе.
Буллеры затрагивают внешность и стиль жертвы, оскорбляют ее родителей, насмехаются над увлечениями и материальным положением. Они всегда находят ситуации, в которых можно задеть человека.
Вид травли, при которой ребенка вытесняют из общества, класса и любой другой небольшой группы. Косвенный буллинг выражается в форме бойкота, сплетен, очерняющих репутацию, намеренной демонстрации нежелания контактировать и вести общие дела. Организаторы травли манипулируют уязвимыми жертвами: ребенок начинает делать что-либо в угоду буллерам, чтобы возвысить свой статус. Но нападающие извлекают свою выгоду и продолжают принижать тех, кто не может им противостоять.
Масла в огонь всегда подливают тяжелые отношения в семье. Когда у жертвы буллинга не получается найти социальное одобрение ни в одной группе, она начинает чувствовать себя бесполезной ячейкой общества, отчужденной и ненужной. Мысли о собственной ничтожности часто приводят детей к попыткам совершения суицида: уход из жизни кажется лучшим решением проблемы.
Интернет – то место, в котором слухи разлетаются еще быстрее. Буллерам проще воплощать в жизнь все злодеяния посредством использования социальных сетей: писать посты с оскорблениями, создавать паблики, направленные против ребенка, публиковать неудачные фотки жертвы травли с колкими шутками.
Объект буллинга становится в разы уязвимее, если группа детей получает доступ к его перепискам. Буллеры-организаторы и соучастники узнают сокровенную информацию и начинают активно обмениваться ей, пересылая сообщения и обсуждая содержание вслух.
Чтобы добраться до личных материалов, дети, занимающиеся травлей, взламывают страницы жертв при помощи вредоносных ссылок, забирают включенный телефон прямо из рук и убегают с ним в места, где владелец не сможет их достать.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2023/11/frame-1728280645-1-1024x508.png)
Как понять, что ребенок стал жертвой травли в школе?
Дети, особенно те, которые вступили в пубертатный период, редко рассказывают родителям о своих проблемах. Но существуют «звоночки», свидетельствующие, что у ребенка начались сложности в школьном коллективе:
- У школьника стали появляться синяки, царапины и другие травмы, о происхождении которых он «не знает»;
- У ребенка стали чаще пропадать и ломаться вещи;
- Ребенок постоянно ищет поводы для непосещения уроков;
- Ученик школы пребывает в подавленном состоянии;
- Ребенок прибегает к селфхарму, что видно по шрамам и свежим порезам на его руках и ногах.
Что делать родителям, если их ребенка травят?
Если у взрослых возникли подозрения о буллинге, необходимо провести с ребенком беседу и тактично задать вопросы об отношениях с группой и имеющихся проблемах. Важно, чтобы во время разговора родители были на стороне школьника и проявляли явную заинтересованность в том, чтобы помочь ему в непростой ситуации. Нельзя выставлять ребенка виноватым, все сильнее уничтожая его самооценку. В травле задействованы не только агрессоры и жертва: свидетелями и подстрекателями всегда выступают другие ученики. Даже если остальные школьники не являются прямыми участниками буллинга, но замечают унижение отдельных лиц, игнорируя этот факт, они потворствуют травле.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2021/07/boy-sitting-on-knees-and-reading-book.png)
Первая инстанция для обращения по поводу буллинга в группе – классный руководитель. Одна из его ролей – обеспечение благоприятной атмосферы для установления дружеских отношений между членами класса. Если учитель бездействует, взрослым стоит направиться к администрации и предать ситуацию огласке.
В кабинет директора необходимо заявиться со всеми доказательствами травли. Пригодятся скриншоты переписок, показания свидетелей, фото побоев и поврежденного имущества. Также следует сослаться на законодательную базу. 34 статья ФЗ «Об образовании в РФ» гласит:
«Обучающимся предоставляются права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья».
Если и это не поможет, нужно воспользоваться иными способами: связаться с родителями агрессоров, обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних или перевести своего ребенка в другую школу.
![image 2366 image 2366](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2021/08/image-2366.png)
Как жертвы травли могут защитить себя?
Дети-буллеры подпитываются при помощи страха, исходящего от жертвы. Если ребенок не демонстрирует нападающим свою уязвимость, он становится менее интересной мишенью – группа агрессоров травит тех, над кем можно превалировать. Господство должно подкрепляться покорностью: когда ее нет, нападающие теряют свой авторитет. Власть существует там, где присутствует подчинение.
Превозмогая сложности, надо стойко держаться и обращаться к людям, которые помогут дать отпор.
Чего жертве травли делать НЕ нужно?
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/girl-solving-problem-with-phone.png)
1.Ребенок не должен пытаться завести дружбу в школе с группой, которая его травит
Буллеры – травмированные дети, у которых другим вряд ли получится перенять адекватное восприятие мира. Нет смысла налаживать контакт и выдавать себя за добродетеля, приносить угощения и деньги, выполняя определенные действия по поручению обидчиков: нападающие останутся в плюсе, если их желаниям будут потакать.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/young-woman-sleeping-on-arms.png)
2.Ребенок не должен ждать, что травля в школе прекратится сама
Если ребенок сразу не выставит четкие рамки дозволенного, над ним так и будут издеваться в течение всего обучения в школе.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/08/boy-and-girl-working-on-computer.png)
3.Ребенок не должен бояться просить помощи у взрослых
Жертвам не стоит полагаться только на самих себя – психика будет расшатываться все больше. Проблема сойдет на нет быстрее, если в дело вмешается группа взрослых – родители, учителя и администрация школы.
Что делать учителю, если в его классе завелись дети-буллеры?
Учитель – важная «инстанция» в преодолении насилия в коллективе. Он не должен игнорировать происходящее в классе. Сделать выводы, что ребенка травят, можно даже во время урока, если понаблюдать за ситуацией в группе, за взглядами и комментариями остальных детей.
Учителю нужно разговаривать с буллерами и предупреждать об отсутствии безнаказанности. Дети в подростковом возрасте жестоки, они могут даже и не осознавать масштабы последствий для всех сторон – и для жертв, и для обидчиков.
Действенный вариант – проведение классного часа после занятий по расписанию или посвящение одного урока теме буллинга. Учителю нужно найти время, чтобы собрать коллектив и организовать воспитательную беседу. Без указания на конкретных детей: класс безмолвно поймет, почему поднята данная проблема.
Учитель также может сделать презентацию и в красках доложить негативном влиянии травли на все сферы жизни.
Не стоит забывать и о профилактике буллинга: чем дружнее коллектив в школе, тем меньше вероятность травли.
![image 2356 image 2356](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2021/09/image-2356.png)
Отголоски буллинга во взрослой жизни
Негативное воздействие буллинга не завершается вместе с окончанием школы. Люди, которых травили, несут в себе тяжкую ношу и без помощи психолога не могут проработать травму, а затем отпустить прошлое насилие. Они тащат на себе бремя и этим гробят реализацию во всех сферах жизни – в дружеских и романтических отношениях, в карьере.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/green-pill-box.png)
1.Расстройство пищевого поведения
Чтобы задеть ребенка, агрессоры оскорбляют его внешность. Детям начинает казаться, что все дело в лишнем весе, поэтому они начинают сбрасывать килограммы опасными способами – голодовками, редкими приемами пищи и минимальными порциями, сопровождаемыми подсчетом каждой калории.
Жертвы ставят себе запреты, а потом срываются, объедаясь, и бегут очищать желудок, чтобы не набрать вес.
Восприятие своего тела и продуктов искажается, к распорядку дня добавляются изнурительные тренировки, на которые у организма нет ресурсов.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/man-sitting-and-sleeping-on-laptop.png)
2.Высокий риск развития депрессии, панических атак
Жертвы травли утрачивают радости жизни, разочаровываются в себе и своих возможностях, вследствие чего окончательно ограничивают контакт с миром, избегая новых травм. Часто получается так, что жертвы теряют самоуважение и жизненные ориентиры, начинают бесцельно существовать.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/young-man-with-closed-eyes-working-on-laptop-and-holding-head-300x290.png)
3.Ограниченный карьерный рост
Люди, которых подвергали травле, привыкли быть в подчиненном положении. Их зона комфорта – сделать работу, порученную вышестоящим лицом: эта модель поведения становится привычна еще в подростковом возрасте, в школе, поэтому многие невольно возвращаются к ней.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/young-woman-in-the-worker-jumpsuit-looking-at-smartphone.png)
4.Проблемы в романтических и дружеских отношениях
Тревога в ожидании обмана и измены, беспочвенная ревность приводят к разрушению отношений с уравновешенным партнером. Травмированные люди проецируют «боли» прошлых лет и этим отталкивают от себя. Часто люди, которых травили в школе, во взрослом возрасте вступают в абьюзивные отношения, где страдают от насилия, но из-за нездоровой зависимости не могут сделать шаг к свободе.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2022/06/a320d928-6a76-4c83-9cf6-8b9415e6d460.png)
5.Жажда мести и рост преступных наклонностей
Новостные издания уже не раз шокировали известиями о терактах в школах. Как показывает статистика, бойню устраивали объекты насмешек. Люди мстили невинным детям, чтобы закрыть гештальт, излить злобу за страдания, перенесенные в школьную пору.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2023/11/girl-with-books.png)
Выводы
Вне зависимости стороны конфликта, к которой относится ребенок, физическое и психическое насилие нужно незамедлительно пресекать. Игнорирование имеющихся проблем отразится и на агрессорах, которые травят детей, и на самих жертвах. Учителя в школе, родители и психологи должны сделать все для искоренения травли.
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2021/08/trophy-and-target.png)
![](https://blog.school-olymp.ru/wp-content/uploads/2021/08/trophy-and-target.png)