Как понять, что ребенок физически и морально готов к школе?
Готовность ребенка к школе не наступает автоматически с достижением семилетнего возраста. На приспособленность будущего первоклассника к обучению влияют психические и физиологические факторы, которые нужно учитывать перед отправкой малыша в учебное заведение.
Содержание
Виды готовности ребенка к школе
Физиологическая готовность детей
К семи годам дети уже должны иметь развитую крупную моторику – умело управлять руками и ногами, перемещаться в пространстве без нарушений координации, т. е. ровно ходить и бегать, не теряя контроль над своими мышцами. То же самое касается и мелкой моторики, которая необходима для письма, создания поделок и другой ручной работы.
Коммуникативная способность детей
До поступления в первый класс каждый ребенок должен научиться взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная готовность выражается в умении заводить новые знакомства, начинать диалог, общаться с педагогами так, как это положено в соответствии с социальными нормами. Детям нужно соблюдать правила поведения в обществе, знать свои границы и уважать границы других.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Мотивационно-личностная готовность детей
Обучение без мотивации, как и любая другая деятельность, не принесет должных результатов. Посещение школы должно быть связано не только с принуждением, но и с собственным желанием детей, с их стремлениями к взрослению и получению знаний.
Интеллектуальная готовность детей
Заранее проходить всю программу начальных классов не нужно, но вот наличие развитых навыков чтения, счета и письма лишним не будет. К семи годам дети должны классифицировать объекты, иметь представления об окружающем мире, соответствующие действительности. Каждому дошкольнику для успешной учебы необходимо уметь сравнивать, анализировать, выстраивать рациональные причинно-следственные связи.
Эмоционально-волевая готовность детей
К семи годам должно прийти понимание, что в жизни есть вещи, которых нельзя добиться слезами и просьбами. Не все «хочу» возможно исполнить. Каждому школьнику приходится подчиняться педагогу, соблюдать групповые нормы, следить за собственным поведением в кабинетах и школьных коридорах, задействовать силу воли.
Критерии, позволяющие оценить уровень готовности ребенка к школе
Взросление вынуждает постепенно сепарироваться от родителей. Одни дети не отличаются готовностью к самостоятельности и переживают этот процесс особенно болезненно, другие ребята стремятся к скорейшему обретению независимости. Ребенок, который не может на психологическом уровне отделиться от мамы и папы, испытывает сильный стресс в ситуациях, когда нужно находиться вдали от своих самых близких людей. Таким детям свойственно впадать в истерики на дошкольных и школьных занятиях с требованиями вернуть их к родителям.
Внутреннее развитие детей характеризуется и их умениями ориентироваться на знакомой местности, запоминать и воспроизводить ключевые маршруты без помощи родителей и других взрослых. У детей должно быть понимание того, какие дни недели отводятся на обучение в школе, во сколько часов начинаются и заканчиваются занятия. Навык тайм-менеджмента позволяет соблюдать расписание и грамотно распоряжаться свободным временем.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Внимание важно как во время обучения в школе, так и в повседневной жизни. Оно необходимо для концентрации на приоритетных деталях и абстрагирования от отвлекающих факторов. Без развитого внимания трудно воспринимать поступающую информацию, находить решение задач, запоминать материал, сидеть на одном месте в течение урока. А также страдает самоконтроль – на учебных занятиях любая мелочь может сбить с толку.
Дети, начиная с самых ранних лет, учатся социальному поведению и принципам общения, которые касаются таких аспектов, как этикет, вежливость, толерантность и ответственность. Успешное взаимодействие в коллективе невозможно без соблюдения правил, установленных в обществе. Сюда относятся нормы общения со сверстниками, учителями и школьным персоналом, способы решения споров, а также предписания законов.
Дети должны реагировать на происходящие события с социально приемлемым спектром эмоций. Дошкольники уже давно преодолели возраст, когда основой реакций был плач, сигнализирующий о том, что малышу что-то доставляет дискомфорт. Ребятам 6-7-ми лет нужно использовать иные средства достижения желаемого – открыто говорить о своих ощущениях, указывать на то, что не нравится. Порывы агрессии или слезы из-за каждой мелочи – повод отвести детей к психологу в школе или к частным специалистам, которые подготовят рекомендации по разрушению мыслительных блоков.
Данный критерий готовности к школе неразрывно связан с сепарацией от родителей. Отделение от взрослых возможно только при условии усвоения правил безопасности на дороге, в транспорте, при знании алгоритма действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. А также детям нужно сохранять холодный рассудок – они не должны вестись на уговоры незнакомцев.
Если в речи детей часто проскальзывают запинания, в значительной степени мешающие выражению мыслей, с отправкой в школу стоит повременить – пока надо сделать уклон на занятия с логопедом. В противном случае у первоклассников возникнут проблемы с успеваемостью и общением с товарищами. Невнятная речь даже может стать поводом для школьной травли и сильно расшатать неокрепшую детскую психику.
Детям необходимо быть крепкими и здоровыми, чтобы справляться с напором физических и интеллектуальных нагрузок. Слабый иммунитет, приводящий в регулярным больничным, сильно ударяет по успеваемости. Дети, которые редко посещают школу ввиду недомоганий, пропускают внушительную часть материала, что не позволяет двигаться дальше и приводит к возникновению академических задолженностей. Важно пройти все обследования, выявить и устранить причины болезней еще до зачисления в учебное заведение.
Мелкая моторика рук важна на всех уроках в школе вне зависимости от предмета. Детям неоднократно придется создавать поделки на уроках технологии, выводить буквы и цифры в прописях. Мозг должен посылать в руки верные импульсы, способствующие слаженной работе.
Важно еще до зачисления в школу научить детей самостоятельно следить за сохранностью своих вещей, одеваться, собирать портфель в соответствии с расписанием, без напоминаний родителей проводить гигиенические процедуры.
Развитие самостоятельности у дошкольников
Уже в дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно воспроизводить повседневные действия и принимать решения без помощи взрослых.
Когда дети самостоятельно выполняют задачи, они получают удовлетворение. У малышей начинает постепенно формироваться чувство собственной значимости и уверенности. Кроме того, развитие самостоятельности способствует укреплению навыков планирования и поиска выходов из любых ситуаций.
Для развития самостоятельности дошкольников можно использовать различные методики. Одна из них – поощрение. Важно хвалить детей за попытки делать что-то без помощи родителей. Также стоит создавать условия, позволяющие ребятам проявлять свои умения: просить помочь в домашних делах, отпускать погулять с друзьями без контроля со стороны мамы и папы.
Если дети испытывают трудности, не стоит сразу же вмешиваться и делать все за них. Лучшим мотивационным толчком будет совместное обсуждение возможных действий для устранения неполадок. Пусть и родители, и дети включают креативное мышление.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Чек-лист для родителей будущих первоклассников
Выделите время на обдумывание поведения и уровня знаний своего ребенка и ответьте на поставленные вопросы.
- Ребенок знает о том, что его ожидает в школе, и стремится скорее отправиться в учебное заведение. Да / нет
- Ребенок соблюдает правила дорожного движения, без происшествий может добраться до обозначенного пункта. Да / нет
- У малыша достаточно волевых качеств, необходимых для соблюдения дисциплины на уроках. Да / нет
- Ребенок хорошо переносит физическую нагрузку, свойственную для его возраста. Да / нет
- У малыша развита мотивация к получению знаний. Да / нет
- Дошкольник может концентрировать внимание на представленных заданиях, решать несложные тесты и не отвлекаться. Да / нет
- У ребенка есть набор развитых личностных качеств, позволяющих ему гармонично общаться с друзьями и взрослыми. Да / нет
- Малыш знает адрес проживания, свои личные данные, а также контакты и ФИО родителей. Да / нет
- Ребенок спокойно остается без родителей на несколько часов в день. Да / нет
- У дошкольника отсутствуют дефекты речи, препятствующие пониманию его слов. Да / нет
Выводы
Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной траектории – где-то отстает, а где-то превосходит своих ровесников. Чтобы оценить психологическую и физиологическую готовность к школе, нужно остановиться на вышеперечисленных критериях, проанализировать поведение и умения детей.