8338387c-49d0-49fb-b0c5-b6c5425c21eb

Психологическая подготовка ребенка к школе – один из важнейших элементов, от которого зависит успешность адаптации личности к новым условиям. С переходом в первый класс дети попадают в непривычную обстановку, где они должны взаимодействовать с незнакомыми людьми, в том числе с авторитетным лицом, заведующим всей группой, — с классным руководителем.

Легкость и быстрота приспосабливания зависят от установок, переданных от родителей. Мама и папа с помощью бесед и практических занятий могут в разы снизить уровень стресса ребенка, если заблаговременно помогут малышу пройти процесс адаптации к школьным учебным реалиям.

Содержание

Стрессовые условия, с которыми сталкиваются все первоклассники в процессе адаптации

Период школьной жизни в корне отличается от предшествующей учебы в детском саду, из-за чего вызывает у первоклассников немало новых беспокойств по мере адаптации. Стресс связан с увеличением нагрузки и снижением «послаблений» — в основе школьного времяпрепровождения заложена жесткая дисциплина, к которой нужно привыкнуть. В детском саду малыши большую часть дня проводят беззаботно, получают знания в игровой форме, ежедневно уходят на тихий час, чтобы набраться сил. Первоклассники сталкиваются с иными обстоятельствами и проблемами – спать днем уже никто не заставляет, занятия проходят в стенах учебного заведения, нет никаких развлечений на улице. К новым условиям добавляется появление в жизни малышей незнакомых преподавателей и одноклассников, что осложняет и замедляет период адаптации.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

Меняем знания на призы

Стрессовые аспекты, с которыми встречаются дети в первом классе в процессе адаптации к школе:

  1. Новый коллектив;
  2. Иные условия обучения;
  3. Неизведанная обстановка;
  4. Смена распорядка дня;
  5. Усиление учебной дисциплины;
  6. Необходимость длительной концентрации внимания, усидчивости.

За какое время дети должны адаптироваться к школе

В норме адаптация малыша к школе занимает от нескольких недель до полугода. Если после длительного промежутка времени ученик первого класса так и не приспособился к новым условиям жизни, не нашел контакта с педагогами и детьми, есть смысл обратиться за помощью к специалисту, который поспособствует устранению всех переживаний ребенка, а также даст советы родителям.

2941d429-02e1-448f-8af8-97bf11985e2d

Каким малышам свойственна затрудненная адаптация к школе

Затрудненная адаптация к школе чаще всего наблюдается у трех типов детей – у гиперактивных, у детей с высокой утомляемостью, у малышей, превосходящих уровень развития других первоклассников. Рассмотрим все три случая и условия, влияющие на их формирование.

Адаптация к школе гиперактивных первоклассников

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, возникающий из-за дисбаланса процессов возбуждения и замедления в мозге. Для детей с СДВГ характерны нарушения адаптации, концентрации внимания, избыточная двигательная активность, чрезмерная эмоциональность, вытекающая в раздражительность и плаксивость. Таким малышам очень сложно спокойно сидеть за партой в течение урока – они постоянно крутятся, отвлекают других детей, нарушают учебную дисциплину в классе. Из-за постоянного отвлечения от процесса получения знаний первоклассники с СДВГ практически не улавливают материал, который объясняет учитель.

Адаптация к школе детей с высокой утомляемостью

Высокая утомляемость может быть связана с патологиями и сбитым режимом дня. Нормой является немного вялое состояние ребенка из-за ранних подъемов и адаптации к условиям обучения в школе. После полноценного пробуждения медлительность должна исчезать.

Для выяснения причин, вызывающих высокую утомляемость ученика первого класса, нужно рассмотреть течение дня. Вероятно, что ребенок быстро устает из-за недостаточного количества часов сна, наличия дополнительных занятий, отнимающих силы и время.

Адаптация к школе малышей, превосходящих уровень развития других первоклассников в школе

Умственные преимущества малышей могут быть сопряжены как с врожденными особенностями, так и с выработанными навыками.

В некоторых детях природой заложено быстрое усвоение материала. Пока школьный учитель объясняет первоклассникам новую информацию в течение нескольких уроков, одаренный малыш схватывает все на лету, из-за чего начинает испытывать скуку.

Отличается и адаптация тех детей, с которыми активно занимаются родители, наделяя всеми необходимыми знаниями еще до того момента, как первоклассники отправятся в школу.   

527ee8b4-d929-4b79-8f12-47a4d163a7b1

Первые признаки проблем с адаптацией к школе

По истечении некоторого времени становятся видны проблемы с адаптацией ребенка, над устранением которых должны работать родители и специалисты. Существуют характерные «звоночки», свидетельствующие о том, что процесс привыкания к школе и учебе проистекает не так гладко.

Проблема №1. Низкая успеваемость

Низкая успеваемость выражается в затрудненном прохождении школьной программы. Например, у первоклассников часто возникают проблемы с математикой. Родители самостоятельно могут выявить пробелы в знаниях своего ребенка в ходе домашних занятий. Еще один вариант – обратиться к учителю с вопросами об успехах малыша. Если услышанный ответ не обрадовал, ни в коем случае нельзя разъяренно нестись к первокласснику, упрекая его в неудачах и сравнивая с другими детьми.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Проблема №2. Напряженные отношения с первым учителем

В конфликтах с преподавателем может быть виноват как ребенок, так и сам учитель. Если натянутое общение возникает из-за непристойного поведения ученика, необходимо провести воспитательную беседу. В случаях, когда педагог ведет себя некомпетентно, есть смысл обратиться к администрации школы или перевестись в параллельный класс.    

Проблема №3. Отчужденность ребенка в школьном классе

Нельзя сразу обвинять других людей и обстоятельства – возможно, что первоклассник сам враждует с остальными малышами, некорректно общается, портит их вещи. Если за ребенком не было замечено неправомерное поведение, стоит найти точки соприкосновения с окружающими детьми. Родители могут давать первокласснику задания для социальной адаптации и развития межличностных отношений, например, угостить ребят конфетами, первым завести разговор на перемене.

6e01fd12-c2c8-4f38-9705-580989ec4249

Критерии успешной адаптации ребенка к школе

Успешной адаптацией ребенка к школе можно считать продуктивность, учебные достижения, приобретение друзей в классе и любовь к происходящим школьным процессам. 

Перечень факторов, свидетельствующих о здравом протекании адаптации:

67360008-3a30-49f4-a35a-c7960ea6387b

Советы для родителей первоклассников: как пройти вместе с ребенком непростой период адаптации

•   Обсуждайте с ребенком все предстоящие изменения в его жизни

Гораздо проще вливаться в новый этап жизни, когда знаешь, чего сулит следующий период. Старайтесь давать развернутые ответы на все вопросы будущих первоклассников, в позитивном ключе рассказывая о первом дне в школе, об учебном процессе и условиях, коллективе, о школьных буднях и увлекательных моментах.

•   Заранее позаботьтесь о распорядке дня и занятиях малыша

Перестройка режима бодрствования и сна с началом учебного года лишь добавляет дополнительный дискомфорт, влияя на эмоциональное состояние ребенка. Из-за сбитого режима дети становятся плаксивыми, вялыми и менее работоспособными. Недосып снижает концентрацию внимания, что сказывается на успеваемости и адаптации учеников школ.

С первых дней августа приступите к постепенному изменению распорядка дня ребенка, регулярно повторяйте с первоклассником счет, алфавит, основные сведения об окружающем мире. После прошествия некоторого времени биологические часы настроятся, ранние подъемы станут привычным явлением, а знания будут всегда находиться в тонусе.

Гениальность ребенка: дар природы или заслуга родителей?

Дети-вундеркинды

•   Приобретите ребенку, идущему в первый класс, качественные школьные принадлежности и одежду

Подбор школьной формы на основе предпочтений ребенка дает ему право самоидентификации. Ребенок почувствует себя гораздо увереннее, если будет удовлетворен своим внешним видом. А использование новой красочной канцелярии с любимыми персонажами послужит мотивацией для выполнения письменных заданий.

•   Познакомьтесь с первым учителем до 1 сентября

Лучше заранее выйти на контакт с классным руководителем, чтобы родители, преподаватель и ребенок лично пообщались друг с другом. Согласуйте с учителем удобное время для беседы, в ходе которой можно будет задать интересующие вопросы и поговорить вне рамок родительского собрания.

•   Хвалите первоклассника даже за небольшие достижения в школе

Похвала выступает отличным стимулом для продолжения развития. Не акцентируйте внимание на неудачах – ребенку и без этого тяжело. Поддержка родителей выручает в любом возрасте и дает веру в свои возможности.

cbceaf15-38db-43d3-b4b2-0760d9f80153

Выводы

Адаптация к школе – непростой период и для самого ребенка, и для его родителей. Взрослые должны помочь первокласснику приспособиться к новым учебным условиям. Малыш гораздо быстрее достигнет вершин и обретет друзей, если мама и папа будут поддерживать его во всех начинаниях.  

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Бесплатные
вебинары Коалиции

Разбирайтесь в темах, полезных для ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад, вместе с экспертами ЕГЭ и олимпиадными тренерами. Учитесь у лучших!
Выбрать вебинар
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена