Анализ текста на ВсОШ по обществознанию
Текст на ВсОШ по обществознанию – самое объемное задание, которое приносит участникам весомые баллы. Без внимательного анализа представленного текста и грамотно сформулированных ответов не получится достичь статуса победителя или призера олимпиады. Рассказываем, как не запутаться в обилии информации и выполнить все вопросы на максимальный результат.
Содержание
Структура Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проверяет у учеников широту их кругозора. Для выполнения заданий нужно знать не только теорию по социологии, экономике, праву, но и исторические события и современные реалии, на которые придется опираться при аргументации.
Типы заданий во ВсОШ по обществознанию:
- Экономические и правовые задачи, требующие обоснования ответов;
- Вопросы с краткими ответами «да/нет», проверяющие теоретическую базу;
- Эссе;
- Группировка фотографий, плакатов по единому признаку;
- Работа с изображениями;
- Задания на соответствия, соотнесения;
- Логические задачи;
- Анализ диаграмм, таблиц, опросов, где нужно развернутое обоснование тенденций;
- Работа с текстом.
Анализ текста на муниципальном этапе ВсОШ по обществознанию
Тексты на муниципальном этапе ВсОШ проще, чем на региональном. Как правило, объем одного текста составляет не более 1 страницы, на которой нужно искать ответы на заданные вопросы.
Примерные вопросы по тексту из муниципального этапа ВсОШ:
- Как, по мнению автора, инфляция в стране влияет на покупательную способность граждан?
- Какие требования, предъявляемые к современному судоустройству, указывает автор?
- Назовите три признака, которые отражают деятельность коммерческих банков на территории РФ.
- Приведите аргументы, подтверждающие точку зрения автора текста.
- Используя обществоведческие знания, приведите аргументы, опровергающие мнение автора текста.
Что ботать, чтобы поступить в Вышку и МГУ?
Подготовили файл, в котором собрали все перечни для поступления в лучшие вузы страны
Что нужно научиться делать для получения максимальной оценки со стороны экспертов:
- Анализировать текст с полным его осмыслением;
- Видеть позицию автора;
- Проецировать все на реальную жизнь, а не работать просто с набором слов;
- Выражать свою точку зрения и подкреплять ее событиями из реальной жизни;
- Формулировать свое мнение четко, читаемо, не мудрить лишний раз, используя сложные речевые обороты наподобие творений Толстого;
- Использовать терминологию, выступая знатоком области, а не объяснять все явления «детским» языком;
- Четко следовать установленным вопросам, не уходить от темы.
Анализ текста на региональном этапе ВсОШ по обществознанию
Региональный этап ВсОШ по обществознанию разделяется на 2 тура, проводимые в разные даты. Первый тур посвящен работе с текстом, тестовая часть выпадает на второй день написания олимпиады.
Объем материала увеличивается в разы: за 2,5 часа требуется изучить около 10-ти страниц текста, не потеряться в потоке информации, обосновать мнение автора и свою точку зрения, опираясь на общественный опыт, а также выполнить второе задание тура – анализ описанной ситуации.
Если сравнивать с муниципальным этапом, тексты становятся сложнее, как и формулировка заданий по ним.
Примерные вопросы из «региона» по обществознанию для 9-11 классов:
- Укажите три теории, с которыми автор солидаризуется;
- Установите противоречащие позиции;
- Назовите существенные различия между моделями;
- Укажите альтернативную модель, поясните свой выбор;
- Приведите обоснования, подкрепите их аргументами.
Какая ты олимпиада?
Узнай, кто ты – «Высшая проба», «Покори Воробьевы горы» или, может, вообще ВсОШ.
Советы по работе с текстом на ВсОШ по обществознанию
1. Сначала читайте вопросы, затем приступайте к тексту
Вопросы служат некими якорями, за которые можно будет зацепиться в тексте. Когда вы знаете, что от вас требуется, мозг фокусирует внимание на фрагментах представленной информации, где содержатся ответы на вопросы. Данная тактика помогает сэкономить время и сократить количество прочтений.
2. Соблюдайте правила грамматики и пунктуации
Неправильно расставленные знаки препинания и криво сформулированные предложения искажают смысл информации, которую вы пытаетесь донести. Экспертам проще воспринимать грамотно составленный текст, написанный разборчивым почерком. Чем понятнее ответы, тем выше вероятность получения высоких баллов.
Как поступить во ВШЭ?
Советы для поступления, перспективы, проходные баллы и бюджетные места в НИУ ВШЭ
3. Подчеркивайте фразы, делайте пометки на полях
Листы с заданиями не проверяются, поэтому на них можно фиксировать всю информацию, которая пригодится для написания ответов. Используйте знаки абзацев, обводите фразы в овалы или заключайте их в прямоугольники – применяйте все удобные способы, выделяющие смысловые части текста.
4. Нумеруйте ответы на вопросы
Ответы нужно четко разбивать на смысловые части, нельзя мешать все в кучу. Эксперты анализируют работы школьников по критериям, которые отслеживаются по пунктам. Никто из проверяющих не будет выискивать в сплошных рукописях зерно смысла, чтобы выставить баллы повыше.
7-10 классы
23 – 24 марта
Открытые онлайн-уроки от Коалиции
Открытые уроки – это отличная возможность погрузиться в атмосферу обучения в «Коалиции», пообщаться с олимпиадными тренерами и получить новые знания совершенно бесплатно.
А еще всех участников ждут классные подарки.
5. Разбивайте вопросы на подпункты
Составители олимпиады по обществознанию нумеруют задачи, но в один пункт закидывают сразу несколько частей, на каждую из которых необходимо дать ответ.
Во время выполнения работы и при переносе информации в бланк следите, чтобы не было нераскрытых деталей.
Пример оформления:
Задание регионального этапа ВсОШ №1: укажите две теории, с которыми автор не согласен, и приведите в подтверждение своего выбора по две цитаты из текста для каждой теории.
Что требуется от школьников?
• Указать 2 теории
• Подтвердить двумя цитатами каждую из них
№1.
1) Первая теория
— Цитата-подтверждение
— Цитата-подтверждение
2) Вторая теория
— Цитата-подтверждение
— Цитата-подтверждение
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
6. Не додумывайте позицию автора
Возможно, что автор был бы солидарен с вашим мнением, но в своем труде он эти мысли не выразил, соответственно, они не являются его позицией. Указывайте только то, что представлено в тексте, и ничего лишнего.
7. Различайте понятия «проблема», «аргумент», «пример»
Проблема – дискуссионный вопрос, над которым размышляет автор. В тексте могут фигурировать несколько проблем.
Аргумент – развернутое обоснование мнения, подкрепленное использованием терминологии. Во время составления аргументов можно представлять себя профессором, который объясняет студентам концепцию. Если сомневаетесь в корректности и уместности термина, лучше не используйте его во избежание фактических ошибок. Много умных слов ≠ отражение богатого багажа знаний, если эти слова не стыкуются друг с другом.
Пример – реальная история из социальной действительности, конкретный случай, произошедший в мире. В примерах лучше указывать нашумевшие случаи, о которых вещали СМИ, брать историческую реальность или социальную действительность.
Социальная действительность – событие XXI века, все остальное – ушедшая история.
Не стоит опираться на бытовые вопросы, рассказывая, что примером конфликта является ссора Васи и Пети из-за последней сосиски в тесте в столовой. Да, столкновение присутствует, но модели поведения такого плана не соответствуют требованиям, предъявляемым к участникам Всероссийской олимпиады школьников. Добавьте серьезности, покажите свою заинтересованность в мировых происшествиях, ведь обществознание направлено на изучение социальных процессов.
Как подготовиться к ВсОШ по обществознанию
Выполнение типовых заданий – базис подготовки к олимпиаде. Регулярное решение вопросов, которые встретились на ВсОШ в прошлых сезонах, позволяет привыкнуть к структуре, выявить пробелы, набить руку и быстрее справляться со всеми задачами.
Обществознание состоит из совокупности наук, в каждой из которых нужно отменно разбираться, но сделать это достаточно сложно. Например, многим участникам с трудом дается экономика, потому что в повседневной жизни они далеки от масштабных макроэкономических процессов.
Блоки можно разделять по столбцам в таблице, отмечать количество набранных баллов, выписывать сложные темы и фиксировать прогресс.
После проведения ВсОШ каждый год публикуются критерии, по которым эксперты анализируют ответы школьников. Когда вы поймете, чего ждут проверяющие, станет проще попадать точно в цель при работе с текстом.
Выводы
Текст во ВсОШ по обществознанию – задание, пугающее своим объемом. Но с ним можно расправиться гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Залог успеха на олимпиаде – внимательное чтение, погружение в суть вопросов и выстраивание грамотных обоснований.