Самооценка ребенка: как ее правильно сформировать и повысить
Формирование правильной самооценки психологи считают отправной точкой в личности ребенка. По мнению Эрика Берна, кроха рождается с безупречной самооценкой, заложенной природой, но в ходе роста и развития под влиянием социума самооценка претерпевает ряд существенных изменений. К сожалению, метаморфозы происходят не в лучшую сторону.
Важно, чтобы малыш уже получил адекватную самооценку, основанную на позитивном мышлении. Тогда его жизнь сложится благополучно, а ребенок вырастет сильной и самодостаточной личностью, способной противостоять возможным невзгодам, встречающимся на пути человека. Формирование самооценки человека происходит в семье, в дошкольном учреждении, творческом коллективе и школе. Онлайн-школа “Коалиция” работает над качеством образования школьников и над проблемами мотивации, исключения буллинга, помогает детям справиться с психологической нагрузкой, которую испытывает нынешнее поколение. Это важные аспекты формирования самооценки ребенка.
Содержание
Этапы развития самооценки
Самооценка человека является сложным комплексом его оценочных суждений о себе. По мнению Вадима Кобыльченко, сотрудника Института специальной педагогики и психологии имени Н. Ярмаченко, на нее влияют два компонента — рациональный и эмоциональный. Рациональный компонент является результатом мыслительных операций, а эмоциональный — отношением личности к себе. Самооценка ребенка зависит от взаимного влияния факторов, когда ребенок начинает сравнивать себя с эталоном поведения, и определяется изменениями на протяжении жизни.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Психолог Наталья Приймаченко напоминает о четырех важных этапах, когда формируется адекватная самооценка ребенка:
1) До полутора лет жизни — у малыша закладывается отношение к миру, самому себе. Ребенок восприимчив, поскольку формирует круг привязанности людей, оценка которых является главным показателем. Российский психолог Ирина Германовна Малкина-Пых отмечает, что наиболее важным на этом этапе является кризис одного года жизни, когда у ребенка возникает чувство любви и зависимость.
2) 1,5-4 года — первые попытки понять себя и оценить поступки через призму родительского отношения. Ребенок активно совершает поступки и через реакцию взрослых идентифицирует поведение как «хорошо» или «плохо». По наблюдениям И. Малкиной-Пых, ключевым моментом данного этапа является кризис трех лет, в ходе которого ребенок учится регулировать свои агрессивные чувства и враждебность. На этом этапе важно одобрять самостоятельность и любознательность малыша, но и ограничивать его негативные проявления характера.
3) 4-6 лет — появление в этот период таких важных компонентов, как чувство вины и инициативы. Ребенок понимает разницу своих поступков, любит, когда его хвалят, и ждет отклик от взрослых. Активно формируются правила поведения, регулируемые жестким родительским контролем.
4) 6-14 лет — развитие основных социальных навыков ребенка, умение коммуницировать, трудиться, самовыражаться в творческой деятельности. Очень важно следить за статусом ребенка в коллективе и адекватно оценивать его способности. Ирина Малкина-Пых отмечает, что этому периоду присущ кризис семи лет, когда ребенок определяет свою половую идентификацию и начинает формировать устойчивую самооценку.
Каждый этап становления самооценки невероятно важен и сложен, поскольку он закладывает базовые понятия. На них приходится три важных кризиса, которые нужно правильно пережить вместе с ребенком. Они формируют основы его самооценки и могут спровоцировать как неожиданно низкую самооценку, так и неоправданно высокий, если в ходе этих кризисов развитие ребенка шло неправильно, без должного внимания со стороны взрослых.
Важно! Подросток четырнадцати лет уже должен иметь сформировавшееся понятие о себе, своих способностях и адекватных возможностях.
Самооценка ребенка является одним из самых поздних образований личности, в большинстве случаев точку отсчета адекватной самооценки начинают с подросткового возраста. Подросток в это время больше обращает внимание на свои внутренние качества и на характер в целом. В результате формирующийся человек определяет себя как личность на новом, более высоком уровне.
Проблемы самооценки: низкий уровень
Наиболее часто психологи работают с подростками с неадекватной самооценкой, занижающими свои качества. Проявляется низкая самооценка человека в таких признаках:
- постоянная неудовлетворенность, самокритика;
- повышенная чувствительность к негативному мнению и критике со стороны окружающих;
- болезненная ревность, недоверчивость;
- завистливость к успехам людей, сверстников;
- желание ребенка всем угождать, чувство ничтожности, невостребованности;
- враждебное отношение к окружающим;
- защитная позиция, желание оправдываться и что-то доказывать;
- негативное мировоззрение, пессимизм.
Интересно знать! Ребенок с низкой самооценкой зависает в одной временной точке и состоянии. Если у него появляются временные трудности, то он воспринимает это как нечто постоянное. Отсюда неверные выводы о своих способностях. Неправильное отношение ребенка к себе приводит к новым проблемам: депрессии, отчуждению, нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми и другие психоэмоциональные расстройства.
Диагностика низкой самооценки у ребенка требует обязательной коррекции. Это важно, поскольку дети не вырастают счастливыми, их качество жизни крайне низкое, они не стремятся измениться и малоинициативны в принятии важных решений. Такие дети плывут по течению, и наилучший вариант для них, когда их не трогают, позволяя закрыться в своей скорлупе самобичевания.
Есть несколько причин, почему появляются дети с заниженной самооценкой. Среди них можно выделить пять ведущих:
- дефекты воспитания ребенка в семье;
- отсутствие четких целей в жизни;
- неудачи в детском возрасте;
- дефекты внешности, проблемы со здоровьем;
- нездоровое окружение.
Обнаружив у ребенка признаки заниженной самооценки, важно принять меры по исправлению ситуации. Зачастую комплексное родительское влияние помогает решить проблему на ранней стадии, пока это не перешло в серьезные расстройства. Психолог благотворительного фонда “Дорога к дому” Виктория Никитина предлагает несколько действенных шагов, которые помогут справиться со сложной ситуацией:
- исключите необоснованную критику — указывайте исключительно на ошибки, а не на личность ребенка. Это поможет ему разграничить свои действия от себя самого, а значит, и исправить такое поведение будет проще. Важно понимать, что критикой действия ребенка корректировать можно, а личность — нет;
- признайте личность ребенка — с возрастом малыш становится самостоятельным, и он не может оставаться вашей собственностью, частичкой, половинкой, кровинушкой или чем угодно, что унижает его личностные качества. Разрешите ребенку принимать решения, озвучивать мнение, иметь интересы;
- привыкайте хвалить ребенка, ведь многое из того, что вы давно и хорошо умеете, малыш делает впервые. Одобрение станет мощной трансляцией посыла, что кроха все делает правильно, а значит, и оценка его действий тоже повысится. Это придаст ребенку уверенности в собственных поступках, научит его не сомневаться и идти до конца, делать все ответственно с достижением результата. Ребенку нужно помогать освоить новые сферы творчества, а не ругать за ошибки;
- поддержка в самореализации — если ребенок хочет попробовать себя в творчестве, то обязательно поддержите его. Такая отдушина станет отличной альтернативой, если у ребенка что-то не получается в школе. Успехи ребенка в плавании, танцах, настольном теннисе помогут поднять оценку в глазах окружающих и усилить веру в себя. Учитывайте интересы ребенка при выборе секции;
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
- отсутствие сравнений — прекратите ставить ребенку в пример других детей. Это больно ударяет по самооценке, если вы сравниваете его с одноклассником или сыном подруги. Родителям часто кажется, что это должно подстегнуть ребенка и мотивировать его стать лучше, подтянуться в учебе, но самооценка снижается. Усилия не дают результата, родители недовольны, а соседский Ваня еще и лучше всех — справиться с таким грузом может далеко не каждый;
- адекватно оценивайте способности вашего чада — все родители хотят, чтобы ребенок достиг успехов, но опыт показывает, что оценки, которые ставит в дневник учитель, и те, которые ставит сама жизнь, очень разнятся. Не каждый человек станет гимнастом, возможно, физические данные малыша не позволяют ему преуспеть в этом виде спорта, но он сделает успехи в другом. Не давите на ребенка и не завышайте планку, а хвалите за успехи;
- уважайте личное пространство ребенка — в идеале он должен иметь свою комнату, но если так не получается, то привыкните к тому, что у ребенка есть личные вещи — письменный стол, ящики и шкафчики, игрушки, дорогие его сердцу вещи. И даже сломанная машина без колеса может представлять намного большую ценность, нежели думает мама, которая хочет выкинуть ее за ненадобностью. Просите вещи ребенка, а не берите просто так, не лазьте в его отсутствие по шкафчику, соблюдайте толерантность, когда малыш хочет побыть один — это очень важно для его самооценки и становления личности;
- учите ребенка отказывать — важно умение определять личные границы. Дети с низкой самооценкой часто делают что-либо в угоду другим, чтобы заработать бонусы в глазах успешных товарищей. Ребенок попадет в плохую компанию и может стать зависимым от оценки окружающих, которая не имеет ничего общего с уважением. Ребенок должен понимать, что отказывать — тоже вариант нормы.
Совет! Сложные подростки могут требовать помощи профессионала, чтобы повысить самооценку. Важно вовремя обратиться к психологу для консультации и коррекции поведения ребенка. Не затягивайте с помощью хорошего специалиста, пока не развились тяжелый невроз или депрессия.
О формировании самооценки, о том, как не допустить развития низкой самооценки, правильно хвалить и вовремя увидеть сигналы проблемы, написана книга известного психолога Гюру Эйестада “Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей”. Автор проживает в Норвегии и преподает Институте психологии Университета Осло, а также имеет частную практику, что дает ему богатый материал для исследований. Вы можете прочитать эту книгу, чтобы понимать, как же правильно строить отношения с ребенком, чтобы его самооценка была адекватной.
Завышенная самооценка — тоже плохо!
Если говорить о проблемах самооценки ребенка, завышенный показатель не является наилучшим вариантом, и родители тоже должны понимать это. Прежде всего здесь речь идет о гордыне, которая может стать неуемной и перерасти в болезненное состояние у взрослого человека.
Признаками ребенка с завышенной самооценкой являются:
- уверенность в правоте своих действий, отсутствие здоровой критики;
- отрицание мнения родителей, сверстников, старших детей;
- невозможность видеть причину проблем из-за собственных минусов;
- уверенность в том, что он должен поставить точку в словесной перепалке;
- неумение извиняться, просить прощение за содеянное;
- частое употребление слова “я”, сложность отступить;
- боязнь ребенка быть нерешительным и беспомощным;
- выпячивание личных интересов (играть в те игры, которые хочет ребенок, приоритет в еде, выборе одежды и т.д.), невозможность поступиться ими;
- конкуренция с другими детьми, болезненное желание быть лучше, первее, успешнее;
- нервозность, истерики из-за полученных неудач;
- приказной тон в разговоре — ребенок не просит, а требует.
Интересно! Причина завышенной самооценки — неправильное воспитание. Вся вина за нарциссизм ребенка лежит на родителях. Если они исполняют желания малыша, сосредоточивают на нем внимание и поощряют это делать окружающих, то такой ребенок почувствует себя центром вселенной. Способность маленького человека оценивать свои поступки критично снижается, ребенок может делать что-то плохое с чувством необъяснимой правоты, ведь родители всегда поддерживали, хвалили, значит, и любые его действия априори верны.
Преимущества адекватной самооценки
Если мы формируем адекватную самооценку у ребенка с детского возраста, то изначально закладываем в нем массу преимуществ, которые помогут ему в дальнейшем. Человек со здоровой оценкой своих способностей более устойчив, конкурентоспособен и хорошо адаптируется к изменениям. Кроме этого, такие люди:
- любят свой визуал, не стесняются тела и облика, принимают несовершенства возраста;
- пробуют себя в различной деятельности, а полученные поражения используют в качестве жизненных уроков;
- уверены в себе, не боятся совершать ошибки;
- нормально относятся к критике, воспринимают комплименты без преувеличения своих качеств;
- гармонично развиваются, умеют перераспределять свои силы в различных направлениях;
- добиваются успеха во многих начинаниях;
- заботятся о своем внешнем виде, понимают ценность здоровья, берегут эмоциональное спокойствие;
- уважают мнение других, но умеют отстаивать и свое;
- отлично коммуницируют, находят общие темы, не испытывают робости при общении с другими людьми.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Примечательно, что родительская любовь к ребенку не является залогом здоровой самооценки. По мнению Г. Эйестада, детей с низкой самооценкой часто можно встретить и в любящих семьях, поэтому проведенные наблюдения показали психологу, что важнее не столько любовь, сколько поддержка. Родители должны обращать внимание на детские проблемы и уметь вовремя реагировать на очень тонкие маркеры изменения самооценки. Только тогда любовь взрослых станет тем сильным трамплином, который поможет сформировать адекватную самооценку через призму постоянного контакта и поддержки.
Выводы
Адекватная самооценка помогает воспитать самоуважение и веру ребенка в себя. Эти базовые компоненты нужны для того, чтобы достичь успеха и личностного роста. Человек со здоровой самооценкой понимает перспективы и смело идет навстречу инновациям, будучи четко уверенным в том, что его внутренний мир останется в гармонии. Наблюдайте за ребенком и пользуйтесь советами психологов и педагогов по формированию детской самооценки.