Развитие самоорганизации
Самоорганизация — полезный навык, который позволяет эффективно работать над своими целями и успевать сделать все намеченное. Добиться успеха в учебе, любой сфере жизни можно, только если правильно ставить задачи на день, разумно распределять время и иные ресурсы.
Содержание
Что такое самоорганизация и зачем она нужна
Высокая самоорганизация человека — это особый вид деятельности, который характеризуется целеустремленностью, самостоятельностью, ответственностью, наличием мотивации и активности. Простыми словами, это способность ставить цели и достигать их, вовремя выполнять поставленные задачи, самостоятельно организовывать рабочий процесс.
Важность самоорганизации в жизни школьника сложно переоценить. Так, этот навык помогает:
- Повысить качество работы. Школьник или студент, который умеет организовывать себя и свою деятельность, может правильно распределить время для выполнения заданий, выполнять работу поэтапно и планомерно. Все это помогает лучше сосредоточиться на выполняемых действиях.
- Упорядочить деятельность. У организованного человека есть четкий, оптимальный для него распорядок. Это помогает не забывать о важных делах, делать задания вовремя и качественно, четко понимать задачи и цели, планировать результаты.
- Экономия сил и времени. Хорошая самоорганизация необходима для планирования времени. Если работу выполнять четко и планомерно, будет достаточно свободного времени для отдыха и хобби. Школьнику не придется сталкиваться со стрессом из-за спешки, нервозности, необходимости переделывать задания.
Чтобы у взрослого человека не было проблем с самоорганизацией, родителям нужно прививать этот навык детям и подросткам. Это составление графика и режима дня с четким выполнением, организация рабочего места.
При полном отсутствии навыка самоорганизации у детей снижается успеваемость и эффективность обучения, теряются некоторые знания и навыки.
Как развить самоорганизацию у ребенка
Отсутствие навыка самоорганизации приводит к тому, что выполнение заданий человек откладывает до последнего момента. Потом в суматохе выполняет работу, что негативно сказывается на качестве.
Что необходимо для развития самоорганизации:
- Составить четкий распорядок дня. Школьник, который привык к четкому режиму дня, быстрее научится выполнять необходимые задания вовремя, вести дела упорядочено. Для начала можно установить некоторые диапазоны. Например, ложиться спать не позднее 22.00, делать уроки с 15.00 до 18.00.
- Планирование. Это один из самых важных навыков в жизни. Планы нужно составлять на день, неделю, год, выходные. На начальном этапе родителям нужно помогать ребенку составлять планы, но постепенно следует уменьшать свое участие в этом процессе. Родителям не нужно планировать без участия ребенка, даже если он еще дошкольник или учится в младшей школе. Для развития навыка самоорганизации необходимо, чтобы дети участвовали в планировании, выражали свои пожелания, вносили уточнения. Но и полностью возлагать всю ответственность на школьника не нужно. Родителям не следует занимать директивную позицию. Нельзя полностью раскритиковать составленный подростком план. Взрослым нужно просто проверить, насколько реалистичны планы, есть ли в графике все необходимые задачи. При необходимости коррективы следует вносить аккуратно, аргументировать свои решения.
- Устанавливать дедлайн. Определение крайних сроков для выполнения важных задач — хороший способ научиться работать эффективно, распределять время и усилия. Дату лучше визуализировать. Можно, например, обвести ее в календаре или установить программу на телефоне с обратным отсчетом.
- Правильно организовывать досуг. Если у ребенка много свободного времени, которое ничем не заполнено, это приводит к расслаблению, ухудшению навыков самоорганизации. Чтобы этого избежать, нужно заранее составлять список занятий для досуга. Для этого ребенку нужно дать задание подумать, чем бы он хотел заниматься в свободное время. Родителям нужно внимательно выслушать все варианты, возможно, предложить что-то свое. В итоге составить единый список из всех подходящих вариантов, который можно постепенно расширять и дополнять.
- Умение ставить цели. Чтобы ребенок научился самоорганизации, необходимо, чтобы с раннего возраста у него была цель. Дошкольникам и младшим школьникам цели могут ставить сами родители. В 10-15 лет формулировать и обговаривать цели нужно вместе с подростком. После 15 лет девушки и юноши могут самостоятельно формулировать цели. Задача родителей — давать советы и оказывать помощь при необходимости.
- Разбивать большие задачи на этапы. Каждый этап должен быть связан с другими, должны быть четкие временные рамки начала и окончания. Контроль и оценка — в процессе или после выполнения работы. Родителям нужно критиковать и делать замечания только по существу, высказываться в мягкой форме.
- Соблюдение баланса. Развитие самоорганизации не подразумевает, что каждый миг жизни ребенка должен быть загружен полезными делами. У каждого человека, независимо от возраста, должно быть время для себя. Но нужно внести определенность в этот процесс. Например, 2-3 часа после выполнения всех домашних дел и заданий. Или в воскресенье, при условии, что не будет «хвостов» по учебе.
- Личный пример. Взрослые никогда не смогут чему-либо научить ребенка, если не будут показывать все на личном примере. Родителям нужно поддерживать порядок и чистоту в доме, выполнять свои обещания, соблюдать намеченные планы, грамотно организовывать досуг.
Чтобы самоорганизация стала неотъемлемой частью жизни, родителям детей 6-10 лет нужно контролировать выполнение запланированных действий, напоминать. Это связано с тем, что в этом возрасте чувство ответственности еще не полностью сформировано, ребенок может забыть о важных делах, заиграться. В подростковом возрасте родителям достаточно проявлять интерес к тому, как продвигаются дела, контроль должен быть минимальным или отсутствовать вовсе.
Как научиться самоорганизации: практические рекомендации
Одно из самых главных умений для развития самоорганизации — записывать все свои идеи. Многие люди знают, но игнорируют это правило. В итоге мозг тратит много усилий, чтобы удерживать необходимую информацию в оперативной памяти, но с задачей не справляется, идеи забываются незаметно для самого человека. Через некоторое время идея всплывает из подсознания, но кажется, что это новая мысль, которая только пришла в голову. Мозг перегружается от обилия важной информации, возникает эффект замкнутого круга.
Что нужно и не нужно делать для развития самоорганизации:
- Не нужно сразу реагировать на все входящие задачи — отвечать на письма, читать уведомления. Это нерациональное использование ресурсов, поскольку поток входящих задач практически непрерывный. Человек хватается за новые дела, не заканчивает старые, что-то забывается, что-то делается второпях и некачественно.
- Любую задачу нужно разбивать на мелкие, чтобы избежать прокрастинации.
- Необходимо четко придерживаться последовательности — думать и делать. Есть задача — нужно сесть, все спокойно обдумать, записать план, указать сроки, приступить к выполнению.
- Регулярно отдыхать. Человек может работать в режиме аврала, но недолго. Постепенно наступает физическая и умственная усталость, что негативно сказывается на отдыхе. В каждом часе работы нужно выделять 5-10 минут для отдыха, небольшой разминки или прогулки на свежем воздухе. Не забывать высыпаться и соблюдать режим питания.
- Правильно формулировать задачи. Важно записывать не саму задачу, а шаги, которые приведут к ее выполнению. Формулировка должна четко отвечать на вопрос, что нужно сделать, содержать глагол.
- Устранить отвлекающие факторы. Это важный момент, который помогает сохранить мозговой ресурс. Нужно убрать из головы тревожные мысли — записать, обработать, деконструировать. Отключить все лишние оповещения, запланировать время для непродолжительного безделья, включать таймер при нахождении в социальных сетях. Хорошо помогает в работе «метод помидора» — работать по 25 минут с пятиминутными перерывами.
Самоорганизация — это высший уровень владения собой и собственным временем, умение работать эффективно, без срывов и авралов. Развить навыки самоорганизации вполне реально в любом возрасте, но потребуется много терпения и реальное желание меняться.