3800 (1)

Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого. У учителей, как и у других членов, принимающих участие в образовательном процессе, есть свои рамки дозволенного. Если педагоги на уроках выходят за установленные нормы, они нарушают права учащихся. Даже ситуации, которые кажутся банальными, могут противоречить законам РФ.

Данная статья не преследует цель возвысить родителей и детей над учителями. Стороны должны уважительно относиться к друг другу и не забывать о том, что вместе с правами всегда идет и перечень обязанностей.

Содержание

Законы, устанавливающие права учителей

О правовом статусе педагогических работников написано в 47 статье ФЗ «Об образовании». А также к деятельности учителей применяются принципы, установленные в Конституции Российской Федерации, статьи Трудового кодекса и положения, прописанные в школьных уставах.

Для краткой характеристики образовательного процесса подойдут следующие положения Конституции: 

Telegram-чат с полезной и актуальной информацией для педагогов

Это комьюнити для тех, кто заинтересован в развитии олимпиадного движения в школе, получении учениками высоких баллов на экзаменах и повышении рейтинга школы.

Права учителей в школе

Учителям начальных, средних и старших классов можно по своему усмотрению выбирать план проведения урока. В работе не воспрещается применение дополнительных учебных пособий, необходимых для исполнения педагогических обязанностей. Важно, чтобы результаты обучения в школе были не ниже, чем требования ФГОС.

Каждому педагогическому работнику дается право на уважение профессиональной и личной чести со стороны школьников и их законных представителей. К сожалению, об этом знают не все ученики и родители. Отстаивая свои позиции, они нередко умаляют достоинство учителей, забывают об их трудовых и личных правах.

Учителя защищены законом от необоснованного вмешательства в дела, относящиеся к нормам профессионального устава. Это значит, что родители школьников не могут вклиниваться в выполнение профессиональных обязанностей, навязывая свои стандарты преподавания и работы с детьми.

Учителя имеют право на разработку авторских программ по обучению и воспитанию детей. Данные труды могут использоваться в школах только в том случае, если они не противоречат законам Российской Федерации. В них не может содержаться информация, приводящая к разжиганию национальной вражды. Запрещена пропаганда превосходства групп, имеющих определенные социальные, расовые, религиозные и языковые черты.

Педагоги время от времени могут принимать участие в работе органов управления школы, в работе методических объединений.

Остальные права учителей регулируются уставом образовательной организации и 47-й статьей ФЗ “Об образовании”. А таже права и обязанности содержит должностная инструкция учителя.

Типичные ситуации в школе, которые не являются законными

Изъятие личных вещей, телефонов

Девайсы и другие личные предметы являются собственностью ученика школы. Забирая у ребенка вещь, учитель нарушает данное право. Если ученик отвлекается на уроке, нужно сделать ему устное замечание и попросить его убрать то, что мешает процессу получения знаний и практической работе.

Исключением из правил являются случаи, в которых ребенок приносит в школу холодное оружие и другие запрещенные предметы. Учитель должен в срочном порядке изъять их, чтобы школьник не причинил вред здоровью и жизни окружающих. А потом уведомить законных представителей и директора. Принимать участие в постановке несовершеннолетнего на учет будут сотрудники ПДН.

Недопуск в кабинет из-за опоздания и отсутствия определенной школьной формы, указанной в уставе

Если ученик опоздал на урок, педагог не может оставлять его в коридоре. Во-первых, это препятствует получению образования. Во-вторых, администрация и учителя несут ответственность за все происходящее в пределах школы. Ребенок, который пришел в учебное заведение и не попал в кабинет из-за «воспитательных методик» учителя, может, например, сломать ногу, спускаясь с лестницы. Есть достаточно много негативных сценариев, которые могут произойти в образовательных учреждениях. Поэтому педагоги обязаны пускать опоздавших учеников в класс.

Как стать лучшим классным руководителем?

Как стать хорошим наставником для школьников?

Запрет на выход учеников в туалет во время урока

Чаще всего школьник слышит отрицательный ответ на просьбу выйти в туалет во время контрольных работ. А вдруг ученик отпрашивается по весомой причине? Во время диагностических работ в школе пищеварительная система не приостанавливает свои процессы. Сложно представить, сколько стыда испытает ребенок, если произойдет конфуз. Это может сильно ударить по чувству его достоинства и отложиться в памяти на всю жизнь.

Если ученику нужно списать, подсмотреть формулу или правило, он найдет любой способ для достижения желаемого. Особо опытные в этом деле ребята могут воспользоваться шпаргалкой или телефоном прямо при учителях. Так что ограничение выходов в туалетную комнату на самом деле бесполезно.

Крики, швыряние предметов, оскорбления

Говоря об обязанностях учителя и его правах, нельзя не упомянуть совладание с эмоциями. Многие педагоги испытывают стресс на работе, сталкиваются с детьми, имеющими педагогическую запущенность. Но учитель не должен отыгрываться на учениках школы, повышать голос, устраивая им скандалы с метанием учебников и тетрадей. Дети имеют право на защиту от всех форм физического и психического насилия.

Двойки за плохое поведение в школе

Педагогу нужно разбираться в истоках плохого поведения ученика школы, а не выставлять ряд двоек в электронный журнал. Оценки нужны для отражения результатов учебной деятельности, процесса усвоения знаний. О нарушениях дисциплины учитель может докладывать в строке замечаний к конкретному уроку.

Что делать, если учитель не выполняет свои профессиональные обязанности и нарушает права школьника?

Первым делом нужно рассмотреть ситуацию с двух сторон – с позиции учителя и с позиции ребенка. Не надо врываться к педагогу в кабинет с криками и претензиями о невыполнении должностных обязанностей. Есть вероятность, что ученик сам грубо нарушает правила поведения, неуважительно относится к учителю и школьному управлению, позволяет себе оскорбления, ненормативную лексику. Даже если ребенок «чист», все равно нужно выстроить с педагогом конструктивный диалог, поговорить по-человечески и найти способ решения проблемы.

Если беседа не принесет результатов, по поводу несоблюдения должностных инструкций можно будет обратиться к администрации школы. В высшие инстанции –прокуратуру, суд, Департамент образования – следует подавать жалобы только при серьезных нарушениях трудовой дисциплины работником образовательного учреждения.

999998888

Выводы

Ученикам и их родителям нужно не только знать о том, что дозволено, но и помнить о своих обязанностях перед педагогами. А также необходимо обращаться к уставу школы и изучать существующие правила. Если поведение учителей систематически расходится с прописанными нормами, надо привлекать вышестоящие инстанции.

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
А вы сталкивались с неправомерным поведением учителей?
guest
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гайд по олимпиадному миру
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха!
Получить гайд на почту
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена