Как подготовить победителя олимпиады? Советы учителям
Участие во Всероссийской олимпиаде и перечневых состязаниях – добровольное дело школьников. Многие ученики даже не подозревают о существовании масштабных интеллектуальных соревнований, которые дают победителям и призерам преимущества при зачислении в вуз. Учителя должны выступать проводниками в мир олимпиад: заинтересовывать детей, рассказывать о практической пользе участия, о видах олимпиад и предметах, по которым проводятся соревнования, а также помогать пройти непростой путь к призовому месту.
Содержание
Как замотивировать детей участвовать в олимпиадах?
Следует сразу сделать оговорку: не все ученики в общеобразовательной школе сразу побегут писать олимпиады. Кто-то втянется быстро, у кого-то интерес проснется со временем, а для некоторых школьников участие и вовсе покажется бесполезным. Все дело в уровне мотивации: определенному количеству ребят даже на уроках сидеть скучно, что уж говорить о кропотливой подготовке к олимпиадам.
Учителя-предметники должны выявлять на своих уроках целеустремленных школьников, которые явно заинтересованы в изучении предмета. Также стоит обращать внимание на тех, кто стабильно демонстрирует высокие результаты по итогам контрольных и диагностических работ.
У детей разные навыки, задатки и интересы, поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы весь класс выполнял олимпиаду по конкретному предмету. Такое массовое написание олимпиадных заданий не принесет плодов. Участие в непрофильных дисциплинах может только отбить у детей желание быть задействованными в интеллектуальных соревнованиях. Все вопросы будут казаться максимально сложными и нудными, олимпиады начнут ассоциироваться с чем-то непостижимым.
Оптимальный вариант – разговор классного руководителя с подопечными на тему олимпиад. Стоит выделить отдельное время для рассказа о сущности таких состязаний и о привилегиях, на которые могут претендовать школьники, набравшие высокие баллы. Следует поведать о структуре ВсОШ и олимпиад, организуемых вузами. Учитель должен быть готов ответить на все вопросы, которые возникнут у детей в ходе беседы. Когда информация будет разложена по полочкам, суть интеллектуальных соревнований станет ясна, у учеников возникнет желание попробовать свои силы в одном или нескольких направлениях.
Ошибка, которую совершают учителя
Учителя, пытаясь взрастить целый класс олимпиадников, идут на жесткие меры – начинают применять санкции к тем, кто не участвует во ВсОШ. Нужно фокусировать внимание на подготовке к олимпиадам заинтересованных детей, а не тратить время на выговоры и обвинения, что этап завершился, а ребенок так и не приступил к выполнению заданий. Такие действия приведут к ухудшению отношений с учениками и отобьют их желание втягиваться в олимпиадный процесс.
Пример из реальной жизни:
«Классная руководительница, которая вела обществознание, историю и право, поголовно заставляла выполнять олимпиады по ее предметам. Все ученики, написавшие школьный этап в дистанционном формате, должны были скидывать ей в личные сообщения скриншоты о завершении олимпиадной работы. Тех, кто не соблюдал требования, настигала кара – они целый урок выслушивали нотации и писали объяснительные. Ученикам было страшно попадаться учительнице на глаза, если они забывали приступить к выполнению или не могли сесть за олимпиаду по объективным причинам. Тяжелее всего приходилось технарям, которым социально-гуманитарные дисциплины были ни к чему. Но помилования им было бесполезно ждать. Если олимпиада проходила очно, классная руководительница выступала в роли сопровождающей и фиксировала всех присутствующих. Лица, которые пропускали этап состязания, на следующий день претерпевали в школе негативные последствия. «Прогульщиков» ожидало прилюдное осуждение.»
Поощрение участников олимпиад
Поощряйте тех, кто участвует в олимпиадах
Школьники, которые участвуют в олимпиаде, берут на себя гораздо больший объем работы и ответственности, чем те, кто ограничивается лишь общеобразовательным процессом. Хорошая награда за участие в олимпиаде – оценка в двойном или тройном коэффициенте. Эта мера поможет детям заработать отметки, которые пойдут в аттестат, и повысит средний балл и уровень успеваемости в целом. Школьники тратят на написание олимпиад несколько часов, так что эта непростая работа должна награждаться.
Классному руководителю стоит поговорить с учителями-предметниками
Детям очень сложно преуспевать сразу во всех направлениях. Участникам олимпиад нужно фокусироваться на подготовке к соревнованиям. Учителя-предметники должны с пониманием отнестись к выбору школьников: предъявлять к олимпиадникам менее жесткие требования по непрофильным дисциплинам, позволять зарабатывать оценки путем создания докладов и презентаций. Проседание успеваемости по некоторым предметам может возникнуть из-за высокой нагрузки детей, а не по причине их лени или неуважения к преподавателю. Чтобы избавить участников ВсОШ от лишних проблем, классному руководителю следует объяснить ситуацию остальным учителям.
Telegram-чат с полезной и актуальной информацией для педагогов
Это комьюнити для тех, кто заинтересован в развитии олимпиадного движения в школе, получении учениками высоких баллов на экзаменах и повышении рейтинга школы.
Как подготовить победителя олимпиады?
Решение олимпиадных заданий можно внедрить как в уроки, так и в дополнительные занятия. Не следует в самом начале олимпиадного пути давать полноценные варианты для самостоятельного решения, иначе ученики столкнутся со множеством сложных заданий и разочаруются в своих знаниях. Первый шаг – разбор структуры олимпиады. Нужно акцентировать внимание школьников на типах вопросов, встречающихся во ВсОШ, на критериях оценивания ответов.
Оптимальный формат работы – чередование индивидуального и коллективного выполнения заданий.
Плюсы группового решения заданий олимпиад:
- Дети учатся взаимодействовать в коллективе и работать над общей задачей;
- Школьники учатся креативно мыслить и выдвигать гипотезы о способах решения заданий;
- Объясняя алгоритм выполнения задач, ученики совершенствуют свою речь;
- Дети могут делиться друг с другом опытом и подчеркивать для себя полезные советы;
- Учебный процесс превращается в увлекательную дискуссию.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали все, что нужно знать об интеллектуальных состязаниях для школьников!
Плюсы индивидуального решения заданий олимпиад:
- Школьники привыкают опираться только на свои знания. Они не ждут, что кто-то выдвинет идею и подскажет;
- Ученики могут оценивать личный уровень подготовки в текущий момент и выявлять слабые стороны;
- Дети учатся давать письменные ответы, подходящие по критериям оценивания олимпиады.
Периодически необходимо давать школьникам полноценные комплекты заданий. Не под угрозой выставления плохой оценки! Когда дети поймут, что невысокие баллы за пробник им ничем не грозят, они перестанут тянуться к телефонам для поиска ответов. Проверка знаний должна быть беспристрастной. Только честные результаты способны показать то, какой рывок в подготовке к олимпиаде сделали ученики.
Учителя должны заботиться о психологическом состоянии школьников – подбадривать и располагать к себе, а не запугивать, чтобы дети не боялись обратиться за советом.
Если комплект вопросов из олимпиады дается в качестве домашнего задания, нужно ставить оценки за старания и потраченное время, чтобы ученики видели результаты своей деятельности. Конечно, отметки не должны становиться главной целью при подготовке к ВсОШ, но данный способ будет неким, как это называется в психологии, «поглаживанием» — одобрением действий, похвалой. Признайтесь, ведь мало кому захочется работать долго и усердно, при этом не получая даже малейшего вознаграждения?
Чтобы подготовить будущих призеров и победителей олимпиады, нужно советовать участникам различные способы получения знаний и оттачивания навыков. У учителей в школе предостаточно нагрузки, им не всегда хватает физических и временных ресурсов для организации общеобразовательного процесса и воспитания юных талантов, для выполнения бюрократической работы. А еще ведь нужно находить время для себя и своих близких.
Чтобы дети не сбавляли темп прогресса, учителя могут передать их под руководство опытных олимпиадных тренеров. Приумножить знания помогут выездные школы – полное погружение в мир олимпиад на базе отдыха в Подмосковье. Ученики разберутся во всех нюансах решения заданий, а также кратно увеличат шансы на победу в олимпиаде.
Выводы
Подготовка учеников к олимпиаде – долгий и трудоемкий процесс. Но при грамотной расстановке сил вполне вероятно подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников и перечневых состязаний.