3691

Участие во Всероссийской олимпиаде и перечневых состязаниях – добровольное дело школьников. Многие ученики даже не подозревают о существовании масштабных интеллектуальных соревнований, которые дают победителям и призерам преимущества при зачислении в вуз. Учителя должны выступать проводниками в мир олимпиад: заинтересовывать детей, рассказывать о практической пользе участия, о видах олимпиад и предметах, по которым проводятся соревнования, а также помогать пройти непростой путь к призовому месту.

 

Содержание

Как замотивировать детей участвовать в олимпиадах?

Следует сразу сделать оговорку: не все ученики в общеобразовательной школе сразу побегут писать олимпиады. Кто-то втянется быстро, у кого-то интерес проснется со временем, а для некоторых школьников участие и вовсе покажется бесполезным. Все дело в уровне мотивации: определенному количеству ребят даже на уроках сидеть скучно, что уж говорить о кропотливой подготовке к олимпиадам.

Учителя-предметники должны выявлять на своих уроках целеустремленных школьников, которые явно заинтересованы в изучении предмета. Также стоит обращать внимание на тех, кто стабильно демонстрирует высокие результаты по итогам контрольных и диагностических работ. 

У детей разные навыки, задатки и интересы, поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы весь класс выполнял олимпиаду по конкретному предмету. Такое массовое написание олимпиадных заданий не принесет плодов. Участие в непрофильных дисциплинах может только отбить у детей желание быть задействованными в интеллектуальных соревнованиях. Все вопросы будут казаться максимально сложными и нудными, олимпиады начнут ассоциироваться с чем-то непостижимым.

Оптимальный вариант – разговор классного руководителя с подопечными на тему олимпиад. Стоит выделить отдельное время для рассказа о сущности таких состязаний и о привилегиях, на которые могут претендовать школьники, набравшие высокие баллы. Следует поведать о структуре ВсОШ и олимпиад, организуемых вузами. Учитель должен быть готов ответить на все вопросы, которые возникнут у детей в ходе беседы. Когда информация будет разложена по полочкам, суть интеллектуальных соревнований станет ясна, у учеников возникнет желание попробовать свои силы в одном или нескольких направлениях.

44444555

Ошибка, которую совершают учителя

Учителя, пытаясь взрастить целый класс олимпиадников, идут на жесткие меры – начинают применять санкции к тем, кто не участвует во ВсОШ. Нужно фокусировать внимание на подготовке к олимпиадам заинтересованных детей, а не тратить время на выговоры и обвинения, что этап завершился, а ребенок так и не приступил к выполнению заданий. Такие действия приведут к ухудшению отношений с учениками и отобьют их желание втягиваться в олимпиадный процесс.

Пример из реальной жизни:

«Классная руководительница, которая вела обществознание, историю и право, поголовно заставляла выполнять олимпиады по ее предметам. Все ученики, написавшие школьный этап в дистанционном формате, должны были скидывать ей в личные сообщения скриншоты о завершении олимпиадной работы. Тех, кто не соблюдал требования, настигала кара – они целый урок выслушивали нотации и писали объяснительные. Ученикам было страшно попадаться учительнице на глаза, если они забывали приступить к выполнению или не могли сесть за олимпиаду по объективным причинам. Тяжелее всего приходилось технарям, которым социально-гуманитарные дисциплины были ни к чему. Но помилования им было бесполезно ждать. Если олимпиада проходила очно, классная руководительница выступала в роли сопровождающей и фиксировала всех присутствующих. Лица, которые пропускали этап состязания, на следующий день претерпевали в школе негативные последствия. «Прогульщиков» ожидало прилюдное осуждение.»

image 2386 (2)

Поощрение участников олимпиад

Поощряйте тех, кто участвует в олимпиадах

Школьники, которые участвуют в олимпиаде, берут на себя гораздо больший объем работы и ответственности, чем те, кто ограничивается лишь общеобразовательным процессом. Хорошая награда за участие в олимпиаде – оценка в двойном или тройном коэффициенте. Эта мера поможет детям заработать отметки, которые пойдут в аттестат, и повысит средний балл и уровень успеваемости в целом. Школьники тратят на написание олимпиад несколько часов, так что эта непростая работа должна награждаться.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

Классному руководителю стоит поговорить с учителями-предметниками

Детям очень сложно преуспевать сразу во всех направлениях. Участникам олимпиад нужно фокусироваться на подготовке к соревнованиям. Учителя-предметники должны с пониманием отнестись к выбору школьников: предъявлять к олимпиадникам менее жесткие требования по непрофильным дисциплинам, позволять зарабатывать оценки путем создания докладов и презентаций. Проседание успеваемости по некоторым предметам может возникнуть из-за высокой нагрузки детей, а не по причине их лени или неуважения к преподавателю. Чтобы избавить участников ВсОШ от лишних проблем, классному руководителю следует объяснить ситуацию остальным учителям.

Telegram-чат с полезной и актуальной информацией для педагогов

Это комьюнити для тех, кто заинтересован в развитии олимпиадного движения в школе, получении учениками высоких баллов на экзаменах и повышении рейтинга школы.

Как подготовить победителя олимпиады?

Решение олимпиадных заданий можно внедрить как в уроки, так и в дополнительные занятия. Не следует в самом начале олимпиадного пути давать полноценные варианты для самостоятельного решения, иначе ученики столкнутся со множеством сложных заданий и разочаруются в своих знаниях. Первый шаг – разбор структуры олимпиады. Нужно акцентировать внимание школьников на типах вопросов, встречающихся во ВсОШ, на критериях оценивания ответов.

Оптимальный формат работы – чередование индивидуального и коллективного выполнения заданий.

Плюсы группового решения заданий олимпиад:

Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?

Собрали все, что нужно знать об интеллектуальных состязаниях для школьников!

Плюсы индивидуального решения заданий олимпиад:

Периодически необходимо давать школьникам полноценные комплекты заданий. Не под угрозой выставления плохой оценки! Когда дети поймут, что невысокие баллы за пробник им ничем не грозят, они перестанут тянуться к телефонам для поиска ответов. Проверка знаний должна быть беспристрастной. Только честные результаты способны показать то, какой рывок в подготовке к олимпиаде сделали ученики.

Учителя должны заботиться о психологическом состоянии школьников – подбадривать и располагать к себе, а не запугивать, чтобы дети не боялись обратиться за советом.

Если комплект вопросов из олимпиады дается в качестве домашнего задания, нужно ставить оценки за старания и потраченное время, чтобы ученики видели результаты своей деятельности. Конечно, отметки не должны становиться главной целью при подготовке к ВсОШ, но данный способ будет неким, как это называется в психологии, «поглаживанием» — одобрением действий, похвалой. Признайтесь, ведь мало кому захочется работать долго и усердно, при этом не получая даже малейшего вознаграждения?

Чтобы подготовить будущих призеров и победителей олимпиады, нужно советовать участникам различные способы получения знаний и оттачивания навыков. У учителей в школе предостаточно нагрузки, им не всегда хватает физических и временных ресурсов для организации общеобразовательного процесса и воспитания юных талантов, для выполнения бюрократической работы. А еще ведь нужно находить время для себя и своих близких.

Чтобы дети не сбавляли темп прогресса, учителя могут передать их под руководство опытных олимпиадных тренеров. Приумножить знания помогут выездные школы – полное погружение в мир олимпиад на базе отдыха в Подмосковье. Ученики разберутся во всех нюансах решения заданий, а также кратно увеличат шансы на победу в олимпиаде. 

3797 (1)

Выводы

Подготовка учеников к олимпиаде – долгий и трудоемкий процесс. Но при грамотной расстановке сил вполне вероятно подготовить победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников и перечневых состязаний.

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Как вы выстраиваете процесс работы с олимпиадниками?
guest
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гайд по олимпиадному миру
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха!
Получить гайд на почту
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена