0d24b664-9a44-45d6-9775-2b1629c6a6f4

Каждый родитель задается вопросом: «Как мотивировать ребенка учиться?» Лениться любят все – это нормально. Важно, чтобы лень не затягивала и не оказывала негативное влияние на учебный или рабочий процесс. Если ребенок временами капризничает и не хочет учиться, нужно дать ему время на отдых, сменить деятельность и потом вновь заняться учебным процессом.

Но, если желания учиться постоянно нет, школьник ищет любой предлог отвлечься, то что делать родителям? Как мотивировать ребенка к учебе? Стоит разобраться, что такое мотивация и как помочь вашему чаду включиться в учебную деятельность.

Содержание

Что такое мотивация?

Многим на личном опыте известно: работа «из-под палки» не вызывает удовольствия. Так же дела обстоят с учебой: ребенка заставляют, он сопротивляется. Бонусом идут испорченные взаимоотношения родителей с детьми, бесконечное недопонимание и скандалы.

Даже мотивированные к обучению дети могут на каком-то этапе утратить интерес, а вернуть его будет не так легко. Родители задаются вопросом, как мотивировать ребенка, на этапе, когда дошли уже до крайности. Но создавать мотивацию нужно сразу, с момента начала обучения, и не забывать ее поддерживать.

Мотивация – это важный внутренний импульс, заставляющий человека покидать зону комфорта, для преодоления трудностей ради перспективы возможного счастья. Принцип действия: «Стараюсь – Получается – Приятный результат – Стараюсь – …». Стоит убрать из этой цепочки один элемент – и мотивационный голосок улетучивается, результатов нет, наступает апатия и безразличие. Любимые занятия могут начать вызывать раздражение, не говоря уже об учебе в школе.

d2ec672c-69c4-494d-b107-39d8f5d4485c

Как работает мотивация?

При создании мотивации школьника к учебе нужно понимать, как она работает. Например, мы хотим есть – появляется потребность в виде чувства голода. Возникает цель насытиться. Если человек любит идеальную по вкусу еду, ему придется ее приготовить. Нужно совершить ряд действий: встать с дивана, сходить за продуктами, приготовить блюдо, поесть. Результат – наслаждение едой.

Разбирая этот пример, можно вычленить важные составляющие мотивационного процесса:

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

При разборе учебной мотивации следует отметить несколько ее типов. Они работают в комплексе: внешняя, внутренняя, положительная, отрицательная. Внутренняя положительная считается самой продуктивной. Разберем на примерах:

1.Ребенок старается зарабатывать хорошие оценки в школе, чтобы успешно сдать экзамены, поступить в вуз на желаемую специальность, устроиться на престижную работу, получать удовольствие от работы и хорошую заработную плату, чтобы хорошо жить и т. д. Это внутренняя положительная.

2.Ребенок понимает: не будет хорошо учиться – не сможет поступить на желаемую специальность, придется учиться там, куда возьмут, устроиться на нелюбимую работу, иметь небольшой заработок, оставаться на низком уровне жизни и т. д. Это отрицательная. Работает, но не так эффективно, как первая, потому что выстраивается на страхах, в будущем они могут отразиться на психоэмоциональном состоянии.

3.Ребенку предлагают поощрение за пятерки, он начинает искать легкие пути его получения: например, списывает, использует ГДЗ, обманывает и т. д. Это внешняя. Она не работает на включение в образовательный процесс, а учит изворачиваться и искать пути скорейшего, самого простого получения награды за результат любой ценой.

Чтобы школьник полюбил учебный процесс и с удовольствием включался, необходимо запустить внутреннюю положительную мотивацию, тогда проблем с нежеланием учиться быть не должно. Все это бывает непросто сделать, потому что дети растут в обществе. На них может оказываться давление авторитарными преподавателями с неправильными установками, одноклассниками, выстраивающими свой авторитет на унижении остальных, и т. д. Важно отслеживать окружение ребенка, строить доверительные взаимоотношения и прислушиваться.

1b7197a7-2714-49ea-89b0-ab1a5ceaacd4

Советы родителям школьников

Для многих родителей мотивация ребенка к учебе считается невыполнимой задачей и больной темой. Когда родители неправильно мотивируют школьников, результата добиться не получается, отношения усугубляются, в итоге все летит в тартарары. Как «включаются» дети, мотивированные на учебу? Где эта волшебная кнопка? Рекомендуем ознакомиться с полезными советами.

•   Создайте правильный настрой

Чтобы учеба была в удовольствие, необходимо иметь правильный настрой. Даже любимое хобби будет в тягость, если вы устали, у вас плохое настроение или самочувствие. Заниматься учебой нужно в правильном расположении духа. Надо организовать рабочее пространство, использовать органайзеры, стикеры, напоминалки и другие инструменты. Тогда учебный процесс увлекает и напоминает игру.

•   Поддерживайте увлечения

Даже взрослые люди находятся всю жизнь в поиске, не стоит ребенку перекрывать воздух по интересам. Наоборот, нужно поддерживать его любознательность, чтобы он изучал школьные предметы и формировал свою сферу увлечений. В будущем это может стать его профессией и любимым делом.

•   Не игнорируйте вопросы

Дети познают мир, поэтому могут задавать разные вопросы: глупые, сложные, странные – для ребенка это очень важно. Не стоит отмахиваться или говорить, чтобы он сам искал ответ. Попробуйте интересно ответить на вопрос. Не знаете ответ? Поищите его вместе! Это сформирует привычку быть любознательными, узнавать новое, мыслить критически и стремиться к получению знаний.

А если нет времени на школу, но самообразование не вариант?

Выбирайте вечернюю школу

•   Учитесь вместе с ребенком

Если родители после работы занимаются только бытовыми делами или проводят время за просмотром телевизора, тогда ребенку неоткуда брать пример. Желание обучаться будет возникать импульсно, когда родители изучают новое, имеют увлечения, занимаются одухотворенно любимым делом. Смотрите вместе мотивирующие фильмы для детей, изучайте мир.

•   Критика – 20 %, похвала – 80 %

Многие родители не замечают, как часто они критикуют и как мало хвалят. Это неправильно, потому что формируются неправильные отношения и связи в семье. Ребенок понимает, что он постоянно все делает не так, неправильно, недостаточно хорошо. Даже маленький успех заслуживает похвалы, тогда будет желание стараться. Попробуйте представить, что вас на работе только критикуют, – будет ли у вас желание стараться?

•   Не перегружайте

Современные мамы и папы думают, что чем больше ребенок занят, тем меньше времени на глупости. Таким образом они перегружают слабую нервную систему ребенка и вызывают стойкое отвращение к учебе и развитию. Ребенок познает мир в игровой форме, чем он становится старше, тем меньше становится игровой составляющей. Когда у ребенка весь день расписан по кружкам и секциям против его желания, в будущем он откажется от всего и уйдет в прокрастинацию. Причина – в детстве родители чрезмерной загруженностью отбили все желание.

1-3 октября

10-11 классы

Онлайн-пробник ЕГЭ

Меняем знания на призы
•   Не сравнивайте с другими

Сравнение-демотиватор. Ребенок считает себя плохим, не таким, недостойным, как следствие, нелюбимым. Не сравнивайте с другими детьми, это не просто убьет всю мотивацию, но и взрастит массу комплексов и психологических проблем. Эта установка отразится на будущем ребенка. Следите за своими словами и не допускайте подобных сравнений в пользу других.

•   Помогите правильно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам

Для ребенка очень важно правильно настроиться на такие важные мероприятия. Он и так находится в стрессе, сказывается большое давление со стороны школы. Поэтому родители не должны давить, важно поддерживать в этот сложный период, создавать спокойную атмосферу, давать отдыхать, переключать с учебы на другие занятия. Так школьник сможет правильно планировать свой день, не перегружаться, подготовиться к экзаменам и успешно все сдать.

27f77fef-868e-4746-af5a-ff3f5d564738

Выводы

Мотивация к обучению не включается по щелчку. Это длительный процесс. Родителям следует запастись терпением, придется много работать, прежде всего над собой. Если вы уже что-то упустили во взаимоотношениях с ребенком, испортили их, не стоит опускать руки. Все можно исправить, главное – правильно действовать.

Помните, что ребенок видит мир по-другому. Даже разные доли мозга, отвечающие за реакции, способности формируются до окончания школы. Находите подходы и не забывайте давать детям возможность проявлять себя. Это позволит взрастить в ребенке положительный внутренний мотивационный настрой, который будет двигателем на всю жизнь.

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Бесплатные
вебинары Коалиции

Разбирайтесь в темах, полезных для ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад, вместе с экспертами ЕГЭ и олимпиадными тренерами. Учитесь у лучших!
Выбрать вебинар
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена