Как дети-мигранты учатся в российских школах?
Добавление мигрантов в русскоязычный класс доставляет немало хлопот как самим школьникам, прибывшим из стран ближнего зарубежья, так и ученикам, проживающим в России на постоянной основе. Перед детьми-мигрантами стоят непростые задачи, заключающиеся в изучении нового для них языка, в налаживании контакта с одноклассниками и усвоении социальных норм, действующих в российских реалиях.
Содержание
С какими проблемами сталкиваются дети-мигранты?
Дело не только в сборе документов, необходимых для зачисления в школу. Руководство учебных заведений порой необоснованно отказывает в приеме, придумывая различные причины, которые даже не отражены в законодательстве РФ. Директора школ понимают, чем чревато наполнение классов мигрантами, и не желают выслушивать недовольства русскоязычных родителей. Администрация отказывает лицам, прибывшим из Средней Азии, а те, в свою очередь, не могут отстоять свои права, ведь плохо владеют русским языком и не знают законов об образовании в России.
Разные народы — разный менталитет. Детям-мигрантам приходится подчиняться правилам, установленным в чужой для них стране. Процесс усвоения социальных норм может затянуться на длительное время. Весомые различия во взглядах на мир часто становятся почвой для развития конфликтов, что приводит к дальнейшему ухудшению отношений между членами класса.
Сложный русский для иностранцев
Почему русский язык с трудом дается жителям других стран
Дети и подростки иногда проявляют себя достаточно жестоко — занимаются травлей тех, кто отличается от них. Объектами буллинга становятся мигранты, имеющие специфичную внешность (непривычную для славянских народов), а также школьники, прибывшие из Средней Азии, чье материальное положение оставляет желать лучшего. Ученики высмеивают и родителей приезжих детей: мигранты чаще всего заняты в низкооплачиваемых нишах, они не могут купить себе и своему потомству хорошую одежду, технику.
Детям-мигрантам тяжело воспринимать информацию на русском языке. Это затрудняет прохождение материала не только по гуманитарным дисциплинам, но и по точным наукам, ведь даже на уроках физики и математики учителя объясняют все на русском. Ученикам-мигрантам сложно поддерживать разговоры с одноклассниками, выстраивать логичные и последовательные рассуждения. В таких условиях практически невозможно достичь успеха в учебной деятельности: участие в олимпиадах и других конкурсах не принесет плодов, оценки за контрольные работы будут ниже желаемых. Отдельно заниматься с детьми-мигрантами некому, у их родителей не хватает денежных средств, чтобы оплачивать занятия с репетитором.
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха
Влияние детей-мигрантов на образовательный процесс в классе
Дети-мигранты, обучающиеся в классах с русскоязычными школьниками, влияют на течение образовательного процесса. Школы, в которых высока доля мигрантов, редко занимают топовые позиции в рейтингах. Ученики, приехавшие в Россию из-за рубежа, не заинтересованы в интеллектуальных соревнованиях из-за сложности восприятия русского языка. Проблемы с устной и письменной речью тормозят прогресс мигрантов и их одноклассников: учителям приходится останавливаться на базовом материале, разжевывать информацию, которую быстро впитывают носители языка. Конечно, существуют исключения, и дети из Средней Азии демонстрируют особые успехи в обучении. Но это происходит реже, чем ухудшение статистики образовательных учреждений.
Законно ли зачисление детей-мигрантов в российские школы?
Зачисление детей-мигрантов в российские школы законно. Это подтверждает ФЗ «Об образовании в РФ»:
- «Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в РФ»;
- «В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест».
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Выводы
Причина большинства проблем, с которыми сталкиваются дети-мигранты, кроется в незнании русского языка. Если помочь школьникам в освоении устной и письменной русской речи, они смогут стать высококвалифицированными специалистами и внести вклад в развитие общества и науки.