656

С каждым годом малыш становится все старше, его повседневная жизнь меняется: появляется новая обязанность, заключающаяся в посещении школы, а не детского сада. Чтобы понять, готов ли ребенок к школе умственно и физически, нужно внимательно отследить его поведение и ход мыслей.

Содержание

С какого возраста ребенок может посещать школу: законодательные нормы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит:

«Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».

Минимальный возраст, необходимый для зачисления в школу, равен шести с половиной годам. Верхняя граница – 8 лет. Но данные требования не являются императивными: директор учебного заведения вправе принять детей младше 6 и старше 8 лет, если родители подадут соответствующее заявление. Важное условие – наличие разрешения комиссии. Родителям придется документально подкрепить причины ранней или поздней отправки малыша в школу.

Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?

Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.

Почему стоит отдавать детей в школу с 7 лет?

К 7 годам дети уже умеют длительное время концентрироваться на восприятии информации, обладают достаточной степенью усидчивости. Их внимание постепенно смещается с игровой деятельности на познавательную.

Чаще всего отдают детей в школу в 7 лет – это средний показатель для большинства малышей. Некоторые ребята начинают демонстрировать успехи в учебе еще раньше, но это не означает, что их организмы полноценно готовы к погружению в насыщенную школьную рутину. Родители, пренебрегающие этим правилом, повышают шансы на возникновение переутомления и проблем со здоровьем у их малышей.

Что ребенок должен знать и уметь перед зачислением в первый класс?

Родители должны начать заботиться об умственном развитии ребенка еще до его поступления в школу, до момента, пока ему не исполнится 6-7 лет. К семи годам каждый здоровый малыш должен демонстрировать признаки, характеризующие школьную зрелость.

Необходимые навыки:

Почему стоит заранее научить ребенка базовым вещам? Отправляясь в школу, он первое время будет испытывать дискомфорт из-за смены обстановки, графика, окружения. Малыш только начнет знакомиться с учителями начальных классов. Если не устранить пробелы в знаниях, проблемы с успеваемостью снизят уровень мотивации, добавят в жизнь больше переживаний. Ребенок будет неуверенно чувствовать себя на уроках.

Иначе сложится ситуация в тех случаях, когда к первому классу ребенок уже будет обладать достаточной для его возраста базой знаний. Ему станет проще выполнять задания, которые дают учителя, легче улавливать суть материала, преподаваемого педагогами; он будет меньше уставать в школе.

Дошкольную подготовку не нужно превращать в строгий и формальный процесс учебы. Родителям не стоит усаживать малыша за прописи, задачники по математике. Ребенок хорошо усвоит информацию, которая будет подаваться в форме игры. Например, родители во время прогулки с малышом могут задавать ему вопросы о том, какое время года на дворе, по каким признакам он это понял, что написано на вывеске, сколько на парковке машин красного цвета.

Как оценить готовность ребенка к школе?

Чтобы определить возраст отправки ребенка в школу, родителям нужно не только опираться на то, сколько уже исполнится малышу в скором времени, но и учитывать совокупность физиологических факторов и психологическую готовность.

1. Способность ребенка к самостоятельной регуляции своих эмоций и поведения

Ребенок должен осознавать причины своего нахождения в школе и важность получения знаний. Если малыш не видит смысла в учебной деятельности, он не может долго сидеть на одном месте и соблюдать дисциплину. Ребенок, у которого отсутствует мотивация, от скуки отвлекает других учеников класса, препятствуя образовательному процессу.

У гармонично развивающегося школьника в семилетнем возрасте должен быть стабильный эмоциональный фон. Если он начинает проявлять агрессию или плакать даже по мелочи (не удалось вывести ровную букву в прописи, одноклассник не угостил конфетой), это повод обратиться к детскому психологу.

2. Готовность ребенка к сепарации от родителей

С каждым годом ребенок все больше сепарируется от родителей. Если этого не происходит, есть вероятность, что он сталкивается с проблемами в развитии, поэтому не может отделиться от отца и матери.

Понять, что ребенок постепенно обретает самостоятельность, можно по его готовности оставаться вдалеке от родителей в течение нескольких часов. Еще один важный признак сепарации – способность малыша выстраивать взаимодействие в социуме без помощи мамы и папы. Самостоятельный ученик школы не нуждается в том, чтобы его взяли за руку и подвели к конкретному человеку. Он может по своей воле подойти к однокласснику и завести с ним диалог. 

3. Развитое ощущение пространства и времени

Ребенок в возрасте 6-7 лет должен четко осознавать то, по каким дням и во сколько ему необходимо посещать школу и дополнительные занятия, сколько времени он тратит на дорогу от дома до учебного заведения, к какому уроку нужно подготовить творческое домашнее задание. Иначе в ночь перед сдачей важной работы он не раз ошарашит родителей новостью о том, что к утру нужна поделка из шишек, каштанов и прочих материалов, валяющихся на улице. А мамам и папам придется это все конструировать вместо сна перед рабочим днем 🙂

4. Развитая мелкая моторика рук

Ребенок с ранних лет должен изучать окружающий мир при помощи прикосновений. Важно, чтобы взаимодействие с предметами было не хаотичным, а аккуратным. Если у малыша плохо развита мелкая моторика рук, у него возникнут сложности с написанием букв и цифр, с выполнением заданий на уроках технологии.

Врожденная грамотность: существует или нет?

Может ли ребенок быть грамотным от природы?

5. Отсутствие проблем с речью

Без устной речи невозможно представить взаимодействие ребенка с другими учениками класса и педагогами. Если родители замечают, что малыш еще не научился четко формулировать мысли, часто запинается и заикается, лучше отдать его в школу не в 6-7, а в 8 лет. А время, оставшееся до зачисления в учебное заведение, стоит потратить на занятия с логопедом.

6. Состояние здоровья

Регулярные пропуски школы из-за болезни приводят к проблемам с успеваемостью. Ребенок, который часто испытывает недомогание, не может пройти программу ни в образовательном учреждении, ни дома, ведь плохое самочувствие не позволяет сконцентрироваться на изучении материала.

Малыш часто болел в детском саду? Крайне важно, чтобы родители занялись здоровьем своего ребенка, провели все необходимые обследования еще до того момента, пока он не зачислился в первый класс.

7. Умение выстраивать причинно-следственные связи

На причинно-следственных связях строится весь процесс обучения. Малыш должен осознавать корень многих явлений и своего поведения. Чем раньше ребенок научится находить причины и выявлять следствия, тем проще ему будет в процессе получения знаний.

Пример рассуждений ребенка:

  • 1 сентября начался учебный год, поэтому дети пошли в школу;
  • Наступила осень, поэтому листья желтеют и постепенно опадают.
8. Уровень самостоятельности ребенка

Ребенок, достигший возраста 6-7 лет, должен одеваться без помощи посторонних лиц и беречь вещи. Учителя в школе не будут так же бегать за ним, как это делали воспитатели в детском саду. Придется самостоятельно застегивать молнию, завязывать шнурки, собирать портфель, следить за расписанием занятий.

9. Знание правил безопасности

С возрастом ребенок все чаще перемещается без сопровождения родителей. Он регулярно преодолевает пешеходные переходы, пользуется общественным транспортом. На протяжении всего пути до школы могут встречаться трудности. Если малыш не умеет себя обезопасить, не знает правил дорожного движения, отличается высокой степенью доверчивости, которая может привести к обману со стороны злоумышленников, его еще рано отпускать одного.

Какие специалисты помогут определить, что малыш готов к школе?

Воспитатели в детском саду

Воспитатели, работающие в детском саду, на повседневной основе взаимодействуют с малышами. Опираясь на модели поведения детей во время обучения и игры, воспитатели могут сделать выводы о готовности подопечных к учебе в первом классе, отметить уровень их интеллектуального развития и концентрации внимания.

Школьный психолог или частный специалист

Психолог умеет считывать в ходе разговора и взрослых, и детей. Всем родителям стоит отвести своих малышей к данному специалисту, чтобы он беспристрастно оценил то, насколько гармонично развивается внутренний мир будущих учеников школы, а также оказал психологическую помощь, если это будет важным в конкретном случае.

Учитель начальных классов, ведущий подготовительные курсы

Курсы по подготовке к школе – пробное, первичное погружение детей в новую образовательную среду. Педагогу легче отследить то, как проходит адаптация учащихся, подметить их интеллектуальные способности в текущем возрасте. Да и самим детям, посещающим курсы, учеба в первом классе уже не будет казаться такой страшной и неизведанной.

Бесплатная профориентация

Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.

Как малышу адаптироваться после окончания детского сада: помогут ли курсы по подготовке к школе?

Курсы по подготовке к школе приносят пользу в том случае, если программа рассчитана на всестороннее развитие ребенка. Курсы не должны полностью дублировать первый класс – зачем малышу дважды изучать один и тот же материал, растягивая школьную пору на 12 лет?

Важно, чтобы занятия, посвященные начальному обучению в школе, были направлены на совершенствование эрудиции и памяти, помогали в развитии внимания и речи. Набор таких индивидуальных качеств со стопроцентной вероятностью пригодится в школе и во взрослой жизни.

Хорошо, если учитель, ведущий подготовительные уроки, впоследствии окажется классным руководителем ребенка. Тогда малыш испытает меньше стресса при зачислении в первый класс: он будет знать своего главного наставника и быстро привыкнет учебе в школе. Правильно подобранные курсы, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка, точно принесут пользу. 

Как избежать переутомления ребенка в первом классе?

Ребенок, психика которого еще не приспособилась к объему школьных нагрузок, может столкнуться с переутомлением. Его организм даст сигнал об имеющихся неполадках: малыш начнет чаще пребывать в сонном, вялом состоянии, меньше есть, его концентрация внимания снизится, работоспособность дома и в классе ухудшится, а перепады настроения будут приводить то к безразличию ко всему происходящему, то к плаксивости на ровной почве.

Родители должны тщательно следить за распорядком дня и рационом ребенка. Нехватка отдыха и здоровой пищи приводит к проблемам с иммунной системой, что сказывается на уровне успеваемости в школе.

Лучше не нагружать малыша дополнительными занятиями в первые месяцы учебы. Пусть он сначала привыкнет к своей основной учебной деятельности и войдет в режим. К подбору секций нужно подходить осторожно. Если ребенок не горит желанием посещать кружок, не надо его заставлять – такая деятельность не принесет ни удовольствия, ни результата.

А чтобы малыш выплескивал энергию, сдерживаемую в течение уроков, следует регулярно выходить с ним на прогулки. Например, можно задерживаться после школы на детской площадке, чтобы ребенок порезвился со своими товарищами из класса.

Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?

Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха

Выводы

Отдать ребенка в первый класс в 6,5, 7 или 8 лет? Решение за родителями. Нужно опираться на умственные и физические способности малыша, а также на его психологический настрой. Не беда, если ребенку скоро исполнится 7 лет, а он не отличается высокой готовностью к школьному обучению: родители могут потратить еще год на плодотворную работу с чадом и его подготовку к новой ступени жизни.

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Как вы считаете, какой главный критерий определяет готовность ребенка к зачислению в первый класс?
guest
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Гайд по олимпиадному миру
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали для вас в удобном формате все нюансы олимпиадного мира, советы, с чего начать и как добиться успеха!
Получить гайд на почту
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена