Травля в школе
Школьный буллинг – явление нередкое. У жертв травли формируются комплексы, расшатывается психика; негативные отпечатки из детства преследуют людей даже во взрослом возрасте. Меры по искоренению буллинга нужно предпринимать незамедлительно, чтобы остановить моральное и физическое насилие над детьми.
Содержание
Стороны буллинга в школе
Когда в школьном коллективе начинается травля одного ребенка или нескольких детей, по отношению к жертвам можно выделить 2 группы:
- Буллеры – дети, которые подвергают других насилию;
- Наблюдатели – дети, осознающие и видящие травлю, но не примыкающие к конфликту.
Наблюдатели, пытающиеся защитить себя от попадания в воронку конфликта, не всегда таким образом могут спасти свое ментальное здоровье. Они видят жестокое обращение с другим ребенком и сами начинают испытывать дискомфорт, вследствие чего в их психике остается негативный отпечаток. Данное явление называется «травма свидетеля»: мозг старается всеми возможными способами избегать травмирующих ситуаций, имеющих оттенки психического или физического насилия, которое дети наблюдали во времена обучения в школе.
Причины буллинга
Психически уравновешенный ребенок не станет травить других детей. Группа агрессоров компенсирует свои травмы при помощи унижения слабого члена класса.
Буллеры не могут похвастаться высокой способностью к эмпатии. Отсутствие сопереживания дает почву для регулярных жестоких действий. Осознание содеянного приходит только с возрастом, когда жизнь жертвы уже поломана.
Как правило, буллеры не растут в любви и заботе. Их семьи могут быть неблагополучными. Если факт алкогольной или наркотической зависимости у взрослых отсутствует, это не является гарантией гармоничных взаимоотношений. Отец-тиран или деспотичная мать – люди, общение с которыми всегда угнетает, вследствие чего возникает желание «отыграться». Через буллинг дети показывают наличие власти в своих руках.
Виды травли
Травля выражается не только в нанесении увечий и порче имущества группой или отдельными лицами. Часто используются способы буллинга, приводящие к значительным негативным последствиям.
Буллеры в школе способны нанести ребенку тяжкий вред даже без прикосновений. Не зря существует выражение «словом можно убить». Действительно, после длительной травли в человеке словно отмирает внутренняя составляющая – ребенок становится озлобленным, недоверчивым, разочаровывается в мире и в себе.
Буллеры затрагивают внешность и стиль жертвы, оскорбляют ее родителей, насмехаются над увлечениями и материальным положением. Они всегда находят ситуации, в которых можно задеть человека.
Вид травли, при которой ребенка вытесняют из общества, класса и любой другой небольшой группы. Косвенный буллинг выражается в форме бойкота, сплетен, очерняющих репутацию, намеренной демонстрации нежелания контактировать и вести общие дела. Организаторы травли манипулируют уязвимыми жертвами: ребенок начинает делать что-либо в угоду буллерам, чтобы возвысить свой статус. Но нападающие извлекают свою выгоду и продолжают принижать тех, кто не может им противостоять.
Масла в огонь всегда подливают тяжелые отношения в семье. Когда у жертвы буллинга не получается найти социальное одобрение ни в одной группе, она начинает чувствовать себя бесполезной ячейкой общества, отчужденной и ненужной. Мысли о собственной ничтожности часто приводят детей к попыткам совершения суицида: уход из жизни кажется лучшим решением проблемы.
Интернет – то место, в котором слухи разлетаются еще быстрее. Буллерам проще воплощать в жизнь все злодеяния посредством использования социальных сетей: писать посты с оскорблениями, создавать паблики, направленные против ребенка, публиковать неудачные фотки жертвы травли с колкими шутками.
Объект буллинга становится в разы уязвимее, если группа детей получает доступ к его перепискам. Буллеры-организаторы и соучастники узнают сокровенную информацию и начинают активно обмениваться ей, пересылая сообщения и обсуждая содержание вслух.
Чтобы добраться до личных материалов, дети, занимающиеся травлей, взламывают страницы жертв при помощи вредоносных ссылок, забирают включенный телефон прямо из рук и убегают с ним в места, где владелец не сможет их достать.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Как понять, что ребенок стал жертвой травли в школе?
Дети, особенно те, которые вступили в пубертатный период, редко рассказывают родителям о своих проблемах. Но существуют «звоночки», свидетельствующие, что у ребенка начались сложности в школьном коллективе:
- У школьника стали появляться синяки, царапины и другие травмы, о происхождении которых он «не знает»;
- У ребенка стали чаще пропадать и ломаться вещи;
- Ребенок постоянно ищет поводы для непосещения уроков;
- Ученик школы пребывает в подавленном состоянии;
- Ребенок прибегает к селфхарму, что видно по шрамам и свежим порезам на его руках и ногах.
Что делать родителям, если их ребенка травят?
Если у взрослых возникли подозрения о буллинге, необходимо провести с ребенком беседу и тактично задать вопросы об отношениях с группой и имеющихся проблемах. Важно, чтобы во время разговора родители были на стороне школьника и проявляли явную заинтересованность в том, чтобы помочь ему в непростой ситуации. Нельзя выставлять ребенка виноватым, все сильнее уничтожая его самооценку. В травле задействованы не только агрессоры и жертва: свидетелями и подстрекателями всегда выступают другие ученики. Даже если остальные школьники не являются прямыми участниками буллинга, но замечают унижение отдельных лиц, игнорируя этот факт, они потворствуют травле.
Первая инстанция для обращения по поводу буллинга в группе – классный руководитель. Одна из его ролей – обеспечение благоприятной атмосферы для установления дружеских отношений между членами класса. Если учитель бездействует, взрослым стоит направиться к администрации и предать ситуацию огласке.
В кабинет директора необходимо заявиться со всеми доказательствами травли. Пригодятся скриншоты переписок, показания свидетелей, фото побоев и поврежденного имущества. Также следует сослаться на законодательную базу. 34 статья ФЗ «Об образовании в РФ» гласит:
«Обучающимся предоставляются права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья».
Если и это не поможет, нужно воспользоваться иными способами: связаться с родителями агрессоров, обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних или перевести своего ребенка в другую школу.
Как жертвы травли могут защитить себя?
Дети-буллеры подпитываются при помощи страха, исходящего от жертвы. Если ребенок не демонстрирует нападающим свою уязвимость, он становится менее интересной мишенью – группа агрессоров травит тех, над кем можно превалировать. Господство должно подкрепляться покорностью: когда ее нет, нападающие теряют свой авторитет. Власть существует там, где присутствует подчинение.
Превозмогая сложности, надо стойко держаться и обращаться к людям, которые помогут дать отпор.
Чего жертве травли делать НЕ нужно?
1.Ребенок не должен пытаться завести дружбу в школе с группой, которая его травит
Буллеры – травмированные дети, у которых другим вряд ли получится перенять адекватное восприятие мира. Нет смысла налаживать контакт и выдавать себя за добродетеля, приносить угощения и деньги, выполняя определенные действия по поручению обидчиков: нападающие останутся в плюсе, если их желаниям будут потакать.
2.Ребенок не должен ждать, что травля в школе прекратится сама
Если ребенок сразу не выставит четкие рамки дозволенного, над ним так и будут издеваться в течение всего обучения в школе.
3.Ребенок не должен бояться просить помощи у взрослых
Жертвам не стоит полагаться только на самих себя – психика будет расшатываться все больше. Проблема сойдет на нет быстрее, если в дело вмешается группа взрослых – родители, учителя и администрация школы.
Что делать учителю, если в его классе завелись дети-буллеры?
Учитель – важная «инстанция» в преодолении насилия в коллективе. Он не должен игнорировать происходящее в классе. Сделать выводы, что ребенка травят, можно даже во время урока, если понаблюдать за ситуацией в группе, за взглядами и комментариями остальных детей.
Учителю нужно разговаривать с буллерами и предупреждать об отсутствии безнаказанности. Дети в подростковом возрасте жестоки, они могут даже и не осознавать масштабы последствий для всех сторон – и для жертв, и для обидчиков.
Действенный вариант – проведение классного часа после занятий по расписанию или посвящение одного урока теме буллинга. Учителю нужно найти время, чтобы собрать коллектив и организовать воспитательную беседу. Без указания на конкретных детей: класс безмолвно поймет, почему поднята данная проблема.
Учитель также может сделать презентацию и в красках доложить негативном влиянии травли на все сферы жизни.
Не стоит забывать и о профилактике буллинга: чем дружнее коллектив в школе, тем меньше вероятность травли.
Отголоски буллинга во взрослой жизни
Негативное воздействие буллинга не завершается вместе с окончанием школы. Люди, которых травили, несут в себе тяжкую ношу и без помощи психолога не могут проработать травму, а затем отпустить прошлое насилие. Они тащат на себе бремя и этим гробят реализацию во всех сферах жизни – в дружеских и романтических отношениях, в карьере.
1.Расстройство пищевого поведения
Чтобы задеть ребенка, агрессоры оскорбляют его внешность. Детям начинает казаться, что все дело в лишнем весе, поэтому они начинают сбрасывать килограммы опасными способами – голодовками, редкими приемами пищи и минимальными порциями, сопровождаемыми подсчетом каждой калории.
Жертвы ставят себе запреты, а потом срываются, объедаясь, и бегут очищать желудок, чтобы не набрать вес.
Восприятие своего тела и продуктов искажается, к распорядку дня добавляются изнурительные тренировки, на которые у организма нет ресурсов.
2.Высокий риск развития депрессии, панических атак
Жертвы травли утрачивают радости жизни, разочаровываются в себе и своих возможностях, вследствие чего окончательно ограничивают контакт с миром, избегая новых травм. Часто получается так, что жертвы теряют самоуважение и жизненные ориентиры, начинают бесцельно существовать.
3.Ограниченный карьерный рост
Люди, которых подвергали травле, привыкли быть в подчиненном положении. Их зона комфорта – сделать работу, порученную вышестоящим лицом: эта модель поведения становится привычна еще в подростковом возрасте, в школе, поэтому многие невольно возвращаются к ней.
4.Проблемы в романтических и дружеских отношениях
Тревога в ожидании обмана и измены, беспочвенная ревность приводят к разрушению отношений с уравновешенным партнером. Травмированные люди проецируют «боли» прошлых лет и этим отталкивают от себя. Часто люди, которых травили в школе, во взрослом возрасте вступают в абьюзивные отношения, где страдают от насилия, но из-за нездоровой зависимости не могут сделать шаг к свободе.
5.Жажда мести и рост преступных наклонностей
Новостные издания уже не раз шокировали известиями о терактах в школах. Как показывает статистика, бойню устраивали объекты насмешек. Люди мстили невинным детям, чтобы закрыть гештальт, излить злобу за страдания, перенесенные в школьную пору.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Выводы
Вне зависимости стороны конфликта, к которой относится ребенок, физическое и психическое насилие нужно незамедлительно пресекать. Игнорирование имеющихся проблем отразится и на агрессорах, которые травят детей, и на самих жертвах. Учителя в школе, родители и психологи должны сделать все для искоренения травли.