Теория без практики: почему школьникам так нужны практические занятия
Форма обучения в школах и вузах подразумевает не только прослушивание лекций. Задача образовательного процесса – развитие навыков у учеников. Полученные знания в обязательном порядке нужно закреплять практическими занятиями, чтобы информация твердо оседала в памяти.
Содержание
Задачи практических занятий при подготовке школьников
Многие школьники во время прослушивания материала витают в облаках и рассуждают о вопросах, отличающихся от темы лекции. Иначе складывается ситуация при выполнении домашнего задания: чтобы найти решение всех поставленных задач, ученикам приходится проводить работу с материалом и полностью осмыслять его.
При практике школьники встречаются с новыми заданиями, развивающими неординарное мышление. Без проведения логических операций нереально самостоятельно принимать важные решения, касающиеся не только учебного процесса, но и других сфер жизни. Школьникам нужно уметь расширять спектр знаний. Цель преподавателя – дать основу для дальнейших размышлений над вопросами, а не предоставить исчерпывающий перечень информации.
Человеческий мозг имеет особый алгоритм работы: если вы хотите достичь цели, желаете, чтобы материал отложился в памяти, необходимо многократно возвращаться к сведениям. Только при регулярных практических занятиях формируются прочные нейронные связи.
Практические занятия способствуют социализации личности. Обучающиеся участвуют в дискуссиях, учатся четко формулировать свои мысли и проводят работу над речью. Все эти действия служат подготовкой к следующему учебному этапу – к вузу, где практических занятий различных форм становится в разы больше.
Почему нужно быть активным на практических занятиях и не стесняться отвечать на поставленные вопросы?
- Преподаватель видит заинтересованных учеников и лояльнее к ним относится;
- По истечении времени, когда триместры или полугодия подходят к концу, активные ребята не попадают в список должников, которым не хватает оценок по итогам работ;
- Ученики, отвечающие на вопросы на практических занятиях, усваивают больший процент материала, чем «молчуны».
Популярные формы практических занятий в школе:
- Групповая и единоличная работа на квизах;
- Защита докладов;
- Презентация проектов различных видов;
- Практикумы в форме исследований, несложных опытов при работе в парах.
Как у студентов проходят практические занятия в вузах: форма, цели, виды работ
Учебный процесс в вузах делится на 2 укрупненных вида – лекции и семинары. На лекциях преподаватели выступают в качестве наставников, передают опыт, накопленный в ходе многолетней научной деятельности. Студентам в это время нужно конспектировать материал от руки или в электронной форме.
Семинары – вид практических занятий, следующих в вузах после недель лекций. Они предполагают обратную связь, исходящую от самих учеников. Студентам нужно готовиться по заранее предоставленному перечню вопросов.
Практические занятия преследуют ключевую цель и ответвляющиеся от нее задачи. Целью является проверка знаний обучающихся и формирование профессиональных качеств у них, позволяющих справляться с заданиями любых видов и форм.
Задачи практических занятий в вузе
- Развитие дисциплинированности и чувства ответственности у студентов вуза;
- Подготовка студентов к работе после окончания вуза;
- Формирование исследовательских навыков в рамках обучения в вузе;
- Обучение студентов самостоятельному поиску материала вне учебной литературы вуза;
- Поиск новых подходов к науке для решения задач и насущных вопросов;
- Развитие коммуникативных аспектов личности для выполнения групповых работ в стенах вуза и за его пределами;
- Работа над публичными выступлениями и защитой собственных проектов в вузе.
Как студентам подготовиться к практическому занятию в вузе?
- Во время подготовки нужно обращаться к различным источникам информации, пользоваться не только учебниками, составленными преподавателями вуза;
- Необходимо грамотно распоряжаться временем и не откладывать поиск ответов на вопросы к практическим занятиям, четко следовать целям;
- Все идеи и мысли, касающиеся важных задач, надо фиксировать в конспекте;
- Нужно рассматривать ключевые вопросы с разных сторон, учитывать мнение ведущих ученых и ректоров вузов, но при этом проводить работу над собственной точкой зрения;
- Следует регулярно решать типовые задания.
Можно ли подготовиться к экзаменам и олимпиадам без практических занятий и решения заданий?
Олимпиады и экзамены в школах и вузах имеют установленную форму. По каждому предмету прописываются критерии, которым должны соответствовать работы учеников. Можно прекрасно знать информацию в теории, но без практических занятий не получится набрать максимальные баллы, уложиться в отведенное время и прийти к намеченной цели. Ситуация сопоставима с вождением: можно выучить все ПДД, но абсолютно не уметь управлять автомобилем.
Онлайн-обучение: что лучше – онлайн-занятия или очные курсы?
Подготовка к ЕГЭ и интеллектуальным состязаниям должна осуществляться под руководством опытных преподавателей, способных понятным языком донести всю информацию и отследить прогресс подопечных по результатам практических занятий.
Регулярные курсы насыщены решением задач – ни одно задание не остается проигнорированным, все вопросы раскрываются подробно, чтобы каждый ученик усвоил материал и смог применить его на практике.
Выводы
На пути к цели не обойтись без практических занятий. Одно лишь прослушивание лекций не принесет желаемых результатов. Если вы хотите прокачать свои знания и продуктивность, нужно ответственно подходить к учебному процессу в школе и вузе – активно участвовать во всех формах практических занятий и отводить время на самостоятельную подготовку и решение типовых задач.