Стоит ли платить ребенку деньги за оценки
Вопросы мотивирования детей беспокоят большую часть родителей. Часто школьникам сложно объяснить важность хорошей учебы. В силу возрастных особенностей психики ребенок не представляет долгосрочные последствия поступков. Для выработки мотивации родители начинают платить ребенку за оценки. Однако этот метод может иметь не только положительные последствия.
Содержание
Сдать ЕГЭ на 100 баллов!
Занятия в онлайн-школе «Коалиция» с экспертом ЕГЭ – уверенность в успешном результате ребенка на экзамене
Преимущества метода
У психологов нет единого мнения о том, стоит ли платить за оценки. Специалисты видят в методе и плюсы, и минусы. Так, ряд психологов считает, что деньги мешают получать удовольствие от учебы. Другие уверены, что эти явления не взаимосвязаны.
Основной плюс метода — получение должного результата. Школьник хорошо учится, прилежно выполняет работы, в классе ведет себя послушно.
Однако деньги не являются универсальным способом воспитания ребенка. Родителям стоит придерживаться трех правил. Первое — награда за ближайшие успехи. Если обещать сделать подарок через год — мотивация пропадает. Быстро достижимая цель придает уверенности в себе.
Взрослые тоже иногда отказываются от перспектив. Например, не занимаются спортом, хотя это способно приносить пользу. Люди предпочитают полежать на диване, отдохнуть, а физическую активность перенести на другой день.
Второе правило — награда за конкретные действия. Если родители думают над тем, платить ли ребенку за оценки, то им стоит разработать систему поощрений. Например, за оценки «хорошо» и «отлично» школьник получает деньги. Отдельно оплачивается домашнее задание.
Не стоит давать нереалистичных обещаний. Например, не стоит предлагать 30 000 рублей на покупку щенка за окончание четверти без четверок. Желание исполнить не получится — это вызовет негатив у ребенка.
Третье правило — награду выбирают по возрасту. Ученику первого-второго класса приятно получать кубки, медали, грамоты. Старшекласснику понравятся деньги. Стоит исходить из интересов ребенка.
Недостатки метода
Основной минус — выстраивание рыночных отношений между родителями и детьми. Оно убивает доверие, честность, интерес. Есть риск, что потом дети не будут помогать родителям.
Взрослые порой не понимают, что оценки не цель. Важно получать знания. Если школьник учится плохо, то причин неуспеваемости множество — от психологических до психиатрических. Стоит встретиться с классным руководителем, психологом. Обсуждение проблем школьника поможет установить настоящую причину низкой неуспеваемости.
Бесплатная профориентация
Эксперты «Коалиции» раскроют сильные стороны ученика, предложат варианты будущих профессий, подберут подходящие вузы и составят стратегию поступления.
Есть другой негативный фактор — жульничество. Школьник будет искать способы смухлевать. Варианты:
- списать у одноклассника;
- сделать шпаргалку;
- скачать доклад.
Знаний от этого не прибавится. Психологи уверены: покупка домашних заданий вредит ребенку. Он не получает стремления к знаниям. Формируется порочная система: родителям нужны хорошие оценки. Они получают их. Школьник учится только ради денег, знания ему не интересны.
Есть опасение, что когда деньги становятся средством манипуляции, к ним формируется плохое отношение. В будущем это приведет к проблемам.
Идеи для реализации
Когда родители определились с тем, нужно ли платить за оценки, появляется новый вопрос: как? Есть две системы. Первая — составление списка поощрений, наказаний. Например, за пятерки и четверки платится определенная сумма, за плохие оценки — вычитаются деньги. Тройки никак не оцениваются.
Сложный вариант — разные коэффициенты. За предметы, которые даются легко, платят меньше. За трудные — больше. Некоторые предметы, типа физкультуры, исключают из списка.
Отдельно оценивают контрольные работы, четвертные, итоговые оценки. За два последних достижения допустимы дорогие подарки при условии, что они достижимы для ребенка. Иначе нет смысла стараться.
Усовершенствованный вариант — применение 4-5 коэффициентов. Например, за несколько пятерок — сумма больше, одна тройка уменьшает ее в два раза. Так ребенок будет заинтересован в стабильном улучшении результатов.
Другой вариант — лишение денег. За хорошие отметки ребенок ничего не получает. Тройки, двойки приводят к лишению средств.
Обе системы имеют недостатки. Нельзя однозначно сказать, нужно ли платить детям за оценки. Каждый родитель имеет свой опыт. Можно в тестовом режиме ввести систему. Если она покажет результаты, то ее стоит применять.
Как сэкономить на поступлении ребенка в вуз?
Подпишитесь, и мы вышлем подробную информацию про льготы при обучении и о возможности поступления на бюджет в топовый вуз без ЕГЭ.
Советы для родителей
Для чистоты эксперимента стоит составить правила выплаты денег. Делают письменный договор и вешают на видном месте. Для учеников начальной школы делают трекер. Каждое достижение отмечают звездочкой. Ребенок будет наглядно видеть результаты деятельности.
Расчеты должны быть честными. Проводят их каждый день либо раз в неделю. Можно оформить ребенку банковскую карту. Это упростит процесс перевода.
Система штрафов должна быть прозрачной. Родители должны следовать простому принципу: дали слово — выполняйте. Если менять правила, интерес к системе пропадает.
Родителям следует ставить достижимые цели. Если ребенок двоечник, то моментально отличником он не станет. Аналогично с олимпиадами. Если у школьника есть интерес, то стоит помочь ему подготовиться к испытаниям.
Главное — идти на диалог с ребенком. Тогда ему будет проще учиться. Не стоит ругать за неудачи, предрекать плохое будущее. Лучше выявить причины случившегося. Родители должны быть поддержкой, опорой, тогда школьнику будет легче доверять.
В чем проблема?
С точки зрения взрослого человека система «платить за оценки» жизнеспособна. Разрабатываются критерии поощрения, штрафов, премии. Только со временем она перестает работать.
Ребенок должен получать деньги на карманные расходы. Можно выдавать вместо них «зарплату». Но, столкнувшись со штрафами, дети теряют мотивацию. Они не выстраивают длинных цепочек «причина-следствие». Появляется ощущение страха. Оно приводит к снижению результатов.
Можно обойтись без санкций. Получается стандартная схема: ребенок что-то сделал — получил награду. Система рабочая, но школьник начинает учиться делать только то, что является его обязанностью. Во взрослой жизни появятся проблемы.
Учеба в школе — обязанность ребенка. Платить за это деньги — плохая идея. Лучше потратить их на репетиторов либо на поиск подходящего учебного заведения, где ребенка сумеют заинтересовать сами процессом получения знаний. Например, в онлайн-школе «Коалиция» занятия проходят в интерактивном формате.
Настоящая учеба в школе приносит удовольствие. Ребенок воспринимает ее как игру или увлекательное путешествие. Тогда школьника не придется стимулировать — он сам начнет прилежно учиться.
Выводы
Только родители решают, платить ли деньги ребенку за успехи в учебе. Метод имеет свои плюсы и минусы. При выборе системы вознаграждения стоит придерживаться четких правил: награждайте за конкретный успех. Ребенок должен понимать, за что именно получает деньги. Учитывайте возраст — маленьким детям сложнее дается выстраивание причинно-следственных связей.
Мотивация детей во многом зависит от обстановки. Если учеба интересная, учителя приветливые, а уроки нестандартные, то проблем не возникнет. Дети будут с увлечением заниматься, а родители сэкономят приличную сумму. Приходите в онлайн-школу «Коалиция» и забудьте о скучных и унылых уроках.