Как учителю выявить одаренных школьников?
Одаренность формируется под действием наследственности, воспитания и социокультурной среды. Нельзя сразу сказать о том, обладают ли дети выдающимися способностями. Учителям нужно следить за поведением школьников во время учебной деятельности.
Рассказываем о том, как одаренные ученики проявляют себя на уроках, как помочь им не растратить свои задатки впустую.
Содержание
Зачем школьнику участвовать в олимпиадах?
Собрали все, что нужно знать об интеллектуальных состязаниях для школьников!
Как учителю выявить одаренных школьников: характерные черты одаренных детей
Одаренные школьники обладают особыми качествами, которые отличают их от сверстников. Главный критерий – способности к обучению и созиданию. Одаренные дети демонстрируют неподдельный интерес к определенным областям наук, быстро схватывают информацию и значительно опережают своих одноклассников. Нередко они выступают творцами – что-то конструируют, пишут стихи, рисуют. Школьники постоянно находятся в развитии, с удовольствием черпают новые знания. Для юных талантов свойственна богатая фантазия, которую они претворяют в реальность через творчество.
Гибкость мышления – еще один фактор. Мозг одаренных детей за короткий промежуток времени запоминает блоки материала и выстраивает сложные причинно-следственные связи. Быстрый анализ информации приводит к тому, что одаренным ученикам становится скучно на общеобразовательных уроках: пока их одноклассники долго учат таблицу умножения, талантливые ребята уже с легкостью считают большие примеры.
Под одаренными школьниками понимаются не те дети, которые просто показывают определенную степень успеха в обучении. Под одаренностью скрывается целая совокупность факторов, но со временем они могут потухнуть, если не обеспечивать ученикам необходимую среду.
Почему нужен особый подход к одаренным детям?
Одаренные школьники опережают в развитии других членов класса. Пока учитель детально объясняет каждый аспект темы, в головах остальных детей медленно формируются нейронные связи. Одаренные ученики схватывают все на лету, классический темп обучения, характерный для общеобразовательного процесса, становится скучен им – они жаждут большего объема знаний.
Одаренные дети склонны к самостоятельному поиску ответов на вопросы, им не подходит «разжевывание». Их интерес подогревается неизведанностью, азарт включается в тот момент, когда перед ними стоит непростая логическая загадка.
Юные таланты порой импульсивны, их тяжело заставить заниматься нелюбимым предметом. Процесс обучения должен выстраиваться таким образом, чтобы школьники могли погружаться в интересующую сферу и совершенствовать навыки в ней.
Разница в умственных способностях часто становится причиной недопониманий в коллективе. Одаренным ученикам сложно найти близких по духу друзей своего возраста, сложно вписаться в компанию из-за значительного разрыва в уровне знаний. Поэтому многие одаренные дети остаются отстраненными, обитают в своем собственном мире.
Как помочь одаренным школьникам развить свой потенциал?
Одаренные дети чувствуют дискомфорт из-за неподходящей программы обучения, из-за окружения, которое не разделяет их интересы. Важно создать такую атмосферу, в которой школьники смогли бы проявлять свои способности и обмениваться опытом с одноклассниками.
Не стоит постоянно акцентировать внимание на превосходстве талантливых детей: никто не гарантирует, что одаренность будет бить ключом долгие годы. Когда прежние способности угаснут, дети разочаруются в себе и своих возможностях. Если постоянно превозносить вундеркиндов, у них сложится некорректная картина мироздания, возникнут проблемы в выстраивании дружеских, романтических и рабочих отношений – даже в старшем возрасте они будут считать себя лучше других, выше. Непрекращающееся восхваление может развить синдром отличника – нездоровое стремление к достижению идеала во всем ради общественного одобрения.
Учителя должны индивидуализировать задания, выдаваемые школьникам
У каждого преподавателя должен быть целый инструментарий для работы с детьми в рамках прохождения тем. Наиболее часто используемая методика – прописывание заданий повышенной сложности для тех, кто справился с базовым блоком задач. Одаренные дети, выполнившие общеобразовательную норму, не будут скучать, сидеть без дела и отвлекать тех, кто еще пишет работу. Они приступят к размышлению над непростыми вопросами и получат за это дополнительную оценку.
Telegram-чат с полезной и актуальной информацией для педагогов
Это комьюнити для тех, кто заинтересован в развитии олимпиадного движения в школе, получении учениками высоких баллов на экзаменах и повышении рейтинга школы.
Учителям нужно заботиться о культурном развитии подопечных
Как правило, раз в несколько месяцев организуются выезды классов в музеи, где проводятся увлекательные экскурсии. При таком досуге дети получают новые знания и расширяют кругозор.
В Москве ежегодно организуется олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». Школьники посещают объекты культуры, получают задания, ответы на которые нужно искать среди музейных экспонатов. Ученики развивают мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Данные мероприятия особенно интересны юным пытливым умам.
Учителя должны использовать разные формы организации урочной и внеурочной деятельности
Образовательный процесс, неразрывно связанный с работой по учебнику, наскучит даже нетребовательным детям. Преподносить материал можно гораздо интереснее: подключать школьников к проектной работе, организовывать круглые столы, уроки, подразумевающие творческий подход к получению знаний. Например, ученикам нравится работать с Kahoot! – сервисом онлайн-викторин, которые можно генерировать самостоятельно, добавляя вопросы по пройденным темам.
Учителям следует знакомить одаренных учеников с миром олимпиад
Ежегодно проводятся перечневые состязания и Всероссийская олимпиада школьников, в которой дети могут принимать участие с 4 класса. Интеллектуальные соревнования направлены на выявление талантливых учеников, которые готовы усердно трудиться во имя занятия призового места и получения ценных призов.
Существует множество инструментов для подготовки будущих победителей и призеров олимпиад. Например, организуются выездные школы, где дети полноценно погружаются в изучение дисциплины, разбирают теорию под руководством олимпиадных тренеров, а затем закрепляют пройденное при помощи решений типовых заданий.
Выводы
Учителя должны внимательно анализировать обстановку, складывающуюся в классах, и выявлять школьников, отличающихся высоким уровнем умственных способностей. Необходимо грамотно выстраивать процесс обучения, чтобы интерес одаренных детей не утихал, а потенциал постоянно креп и развивался.