3799

Задача педагогов заключается не только в передаче знаний детям. Учителя должны находить подход и к школьникам, и к их родителям, применяя все тактики эффективного педагогического взаимодействия. Без построения конструктивного диалога невозможно наладить образовательный процесс. Чтобы каждая встреча с родителями не вызывала шквал негативных эмоций и стресса, нужно придерживаться существующих правил общения с детьми и взрослыми.

Содержание

Психология родителей школьников: что родители ждут от диалога с учителем

Родители обращаются к учителю в случае возникновения проблем с успеваемостью их ребенка. Отправляясь на консультацию, мамы и папы надеются, что педагог постарается помочь в устранении трудностей. Родители хотят услышать конкретные советы, а не грубую критику, ведь они — первые и главные воспитатели детского мироощущения. В своем ребенке они видят воплощение себя, поэтому так ранимо относятся к осуждениям и с таким удовольствием слушают об успехах маленького члена их семьи. Родители сильно переживают, поэтому им важно получить поддержку, увидеть заинтересованность со стороны педагога. Учителю нужно установить психологический контакт, расположить к себе законных представителей детей и продемонстрировать готовность к сотрудничеству. «Я вас понимаю. Я постараюсь решить вопрос, а вы помогите мне в этом, пожалуйста».

image 2358

Какие ошибки нельзя совершать учителям при общении с родителями

Учитель не должен приводить родителям в пример чужих детей

Родителей мало интересуют успехи других школьников, больше всего они обеспокоены поведением и оценками своего ребенка. Если классный руководитель (или учитель-предметник) будет «петь хвалебные оды» чужим детям, родители ученика вряд ли покинут кабинет в хорошем настроении. А самого школьника могут ожидать негативные последствия, бьющие по хрупкой самооценке.

В конструктивном общении не место обвинениям

Конфликты, в которых замешан ребенок, нужно рассматривать детально. Важное педагогическое умение — выслушивание конструктивных доводов всех сторон столкновения. Нельзя перекладывать вину исключительно на родителей одного школьника, которые «неправильно воспитали ученика». Возможно, ребенок просто подвергается травле и дает отпор обидчикам, которые грубо общаются с ним.

Учитель не должен грубить

Важное правило, касающееся умения общаться без негативных эмоциональных порывов. С учителем, который кричит и переходит на оскорбления, невозможно прийти к эффективному взаимодействию. То же самое касается и родителей. Участники разговора должны уважать друг друга и не позволять собеседникам выходить за рамки дозволенного. Данная норма помогает наладить контакты. 

image 2369

Личные границы учителя

В педагогическое общение не нужно включать конфиденциальную информацию об учителях, их взаимоотношениях в личной жизни. Разговоры с родителями и детьми должны базироваться на образовательных аспектах, ведь педагог приходит в школу, чтобы передавать знания каждому воспитаннику, а не просто беседовать на все темы подряд.

Иногда родители, пренебрегая нормами воспитания, нарушают личные границы учителя и начинают ночами строчить сообщения, спрашивать о домашних заданиях и мероприятиях детей. Важно, чтобы классный руководитель на первом же родительском собрании обозначил временные рамки, в которые он готов помочь с организационными вопросами.

image 2381

Правила эффективного общения педагога с родителями: советы учителям

1. Начинайте контакт с родителями на позитивной ноте

Чтобы снять с родителей напряжение, первым делом нужно сказать об умениях ученика школы, о хороших чертах. Можно упомянуть об успешно написанной диагностике, контрольной работе, об участии в конкурсе. Если у ребенка нет учебных достижений, можно подметить его любознательность, аккуратность по отношению к своим вещам. Выделяйте хоть что-то позитивное, тогда настрой родителей будет меняться в лучшую сторону, они поймут, что у классного руководителя нет цели осудить и принизить школьника и его законных представителей.

2. Совместно с родителями подберите удобный способ коммуникации

У родителей, постоянно занятых в построении карьеры, нет времени на посещение очных собраний и консультаций, проходящих в школе. Все возникшие вопросы можно решать в форме переписки или в ходе разговора по телефону. Условия переговоров — даты, конкретные часы, мессенджеры — должны устанавливаться заранее.

3. Заранее продумывайте педагогическую беседу с родителями

Чтобы прийти к эффективному общению, перед разговором с родителями думайте о том, какие проблемы вы хотели бы осветить, и записывайте всю информацию, дабы не упустить ничего важного. Законные представители детей и педагоги не так часто встречаются в школе и созваниваются, поэтому беседа должна быть максимально продуктивной и структурированной.

Родительские собрания в школах

Правила организации родительских собраний

4. В конце беседы спрашивайте родителей, какие выводы они сделали

Обращайте внимание на родительскую точку зрения, сформированную в ходе диалога. В качестве выводов родители должны сжато изложить суть разговора, озвучить, какие меры они планируют принять в рамках решения вопросов, касающихся поведения и успеваемости их ребенка.

5. Показывайте родителям, что не только они сталкиваются с подобными проблемами

Успокаивайте родителей словами о том, что проблемы, возникшие у их ребенка, характерны для его возраста и обусловлены психофизическими особенностями развития. Подростковый период — непростой этап жизни и для родителей, и для самих растущих личностей, и для учителей и классных руководителей, занимающихся с тинейджерами. Объясняйте мамам и папам, что избавление от трудностей есть, нужно лишь постепенно налаживать отношения. Показывайте, что в школе все педагоги стремятся помочь детям и избежать возникновения новых трудностей.

6. Доносите до родителей сведения доступным языком

Старайтесь объяснять все максимально просто, доступно, избегайте сложных для восприятия фраз, проецируйте теорию на реальную жизнь, тогда родители смогут быть с вами на одной волне и активно поддерживать контакт.

7. Если есть необходимость, подключайте к общению социальных педагогов

Обращайтесь к школьному психологу, к социальному педагогу, если ситуация требует дополнительного регулирования и психологической помощи. В рамках взаимодействия педагогов можно найти множество эффективных способов, позволяющих решить даже затянувшиеся конфликты и избежать повторного ухудшения отношений. Особенно важны такие беседы, когда речь идет о трудностях учащихся, растущих в неблагополучных семьях.

3797

Выводы

Чтобы преодолеть все трудности, учителя и родители должны сотрудничать. Перед участниками диалога стоят общие цели — подарить каждому ученику знания, обучить детей полезным навыкам и помочь им в процессе социализации.

Поделиться в социальных сетях
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в twitter
Twitter
Поделиться в vk
VK
Поделиться в odnoklassniki
OK
Какие методики общения с родителями учеников используете вы?
guest
0 Комментарии
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Бесплатная
онлайн-олимпиада Коалиции
Меняем знания на крутые призы!
Зарегистрироваться
Всё самое полезное и интересное в наших рассылках!
Подписывайтесь и получайте советы, лайфхаки, подборки полезных материалов от экспертов ЕГЭ и олимпиадных тренеров
X
Составим план подготовки
Оставьте заявку. Менеджер с вами свяжется, чтобы ответить на все вопросы.
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Поле обязательно для заполнения
Спасибо, ваша заявка успешно отправлена